Материал к изучению. Занятие 12

Уроки духовной музыки в первом классе

Юревич Екатерина Андреевна,

выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

 

Психологические особенности младшего школьного возраста

Выдающийся православный психолог и педагог В.В. Зеньковский относит младший школьный возраст к периоду так называемого «второго детства» (от 6-7 до 9-10 лет).

Этот период отличают следующие признаки:

  1. Стремление «приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни»[1], стремление найти свое место в обществе. Детям нравится упорядоченность, они, как правило, послушны, не протестуют против установленных правил; для них характерно обостренное чувство справедливости, которое может выражаться в непримиримости и непрощении проступков своих сверстников. Дети активно ищут свое место в жизни, любят ответственные поручения и должности, такие, как староста в классе или помощник регента в детском хоре. Детям в этом возрасте особенно нравятся ролевые игры, где у каждого есть свое место: «Дирижер и оркестр», «Учитель и ученик» и т.п.
  2. Этот период «второго детства» характеризуется стремлением подражать старшим. Дети очень подвержены влиянию со стороны учителей, родителей, старших братьев и сестре, даже сверстников. Педагогу обязательно надо это учитывать, потому что в этом возрасте для детей личный пример преподавателя может значить больше, чем преподанный им материал. Иногда учитель становится для ребёнка большим авторитетом, чем даже родители. Дети в это период подражают не только реальным людям, но и героям книг, фильмов, рассказов учителя, они могут жить не одной, а несколькими жизнями сразу: своей, героев сказок, фильмов и т.д. Преподавателю необходимо тщательно отбирать материал для рассказов детям, так, чтобы герои были достойны подражания, но не нарушали восприятия реальной жизни. Подражание образам мучеников и юродивых может иметь отрицательные последствия.
  3. Для периода «второго детства» характерны реализм и трезвость. Дети уже хорошо отличают выдумку от действительности, сказку от реальности. Мало кто из них верит в волшебных героев, живых кукол, Деда Мороза и прочие сказочные вещи.
  4. Ещё одна черта, характерная для этого периода – это моральная и нравственная чуткость ребенка. Примеры несправедливости и угнетения в окружении ребенка или даже в музыкальных и литературных произведениях особенно травмируют психику ребенка. С другой стороны, ребенок очень хорошо осознает правильность или неправильность собственных поступков и почти никогда не будет спорить со старшими о том, «что такое «хорошо» и что такое «плохо»». В этом возрасте дети очень часто проявляют чуткость и сострадание к окружающим, им легко внушить желание помочь. Учитель должен помнить, что каждый его поступок будет придирчиво оцениваться детьми, и их чуткость к «правильному» и «неправильному» ничем не обманешь.
  5. «Второе девство» - время для осознания ребенком своей личности. Ребёнок изучает свой внутренний мир, он особенно чуток к отзывам о нем окружающих, и стереотип представлений о себе, заложенный в этом возрасте, часто остается на всю жизнь. Это наиболее благоприятное время для формирования комплекса неполноценности или эгоцентризма. Это особенно следует учитывать педагогу, который должен быть весьма осторожен в своих высказываниях об отдельном ученике и классе в целом.
  6. У детей в этом возрасте просыпается чувство времени: тогда – сейчас - в будущем. Это можно учитывать при календарном принципе построения программы. Рекомендуется устраивать уроки, посвященные церковному празднику или дню памяти какого-то святого, использовать рисунки оси времени, на которых располагаются события из истории, отраженные в пройденных музыкальных произведениях, годы жизни известных детям композиторов.
  7. Необходимо отметить, что дети в этом возрасте очень активны и хотят постоянной смены действия. Все виды действия и труда хороши в для них в это период – это различный ручной труд, рисование, возможные активные игры, связанные с движением. Творческие задания также принимаются хорошо, пока ещё у них нет скованности и стеснительности, свойственных в более старшем возрасте.
  8. Хотелось бы сказать еще об одном обстоятельстве, имеющем большое значение для детей только первого класса. Для подавляющего большинства детей поступление в школу является в какой-то мере нервным стрессом. Ребенок выходит из узкого круга семьи и должен привыкать к новым людям, новым отношениям и собственному новому положению. Учитель должен проявить максимальное внимание и понимание своих учеников, чтобы как можно больше сгладить это переходный период в их жизни и не допустить развития отрицательного отношения к школе, которое может остаться у них на все время школьной жизни.

Виды и формы работы на уроках духовной музыки

Музыка обладает огромной силой воздействия на человека, развивает его эмоциональную и творческую сферу жизни. Она очень важна для религиозного воспитания.

Искусство приобщает нас к небесному миру, к красоте, которая есть дар Божий. Оно учит нас видеть прекрасное и в этом, земном мире, учит ценить и любить этот мир, дарованный нам Богом. И, наконец, мы просто получаем радость от искусства. Если искусство, и музыка – в частности, станет для ребенка приобщением к красоте и, в то же время, не скучной и тягостной работой, а радостным и любимы занятием, цель педагога будет достигнута.

Достижению этой цели способствуют и различные формы работы с детьми, призванные разнообразить уроки музыки и внести в них ту радость, которая так помогает ребенку воспринимать все новое. Обязательно следует учесть, что для детей младшего школьного возраста в одном уроке должно быть достаточное количество разнообразных форм работы, т.к. в этом возрасте детям трудно концентрировать свое внимание на чем-то одном больше, чем в течение 10 минут.

Различают активные и пассивные формы работы с детьми. К пассивным, в нашем случае, относятся слушание музыки и рассказы педагога. К активным относятся все формы работы, в которых участвуют сами дети. Это совместное обсуждение и анализ услышанного материала, пение, выполнение различных заданий и упражнений, игры. При работе с детьми младшего школьного возраста пассивные формы работы должны присутствовать в возможно минимальном количестве. Безусловно, без подачи теоретического материала и, тем более, слушания музыки обойтись нельзя, но хорошо, если теория будет подана в игровой форме или с помощью наглядного материала, если дети будут вовлечены в этот процесс в форме «вопрос-ответ» или каких-то иных формах. При прослушивании музыки также можно использовать сопровождающие объяснения. При повторном прослушивании можно попытаться осуществить какую-то инсценировку силами учеников. Произведение для прослушивания должно быть коротким – детей мало занимает просто слушание музыки, и, как правило, спокойствие в классе нарушается уже через несколько минут.

Активным формами при работе с младшеклассниками должно быть отдано предпочтение. Однако здесь существует определенная опасность: дети могут слишком увлечься различными играми и не захотят заниматься чем-то другим. Необходимо внушить им, насколько это возможно, серьезное отношение к любым формам работы. Они должны понять, что игра – это не просто развлечение, а один из способов обучения, с помощью которого они должны что-то понять и запомнить.

Совместное обсуждение и анализ услышанного материала обязательно должны проходить при активном участии детей. Педагог вовлекает учеников в обсуждение, задавая вопросы. Дети отвечают, высказывая свое понимание и ассоциации по поводу услышанного. Изложение теории в такой форме, в отличие от простого рассказа педагога,  становится активной формой работы.

Следует сказать о важности употребления наглядного иллюстративного материала при проведении занятия по музыке. Это могут быть рисунки, объясняющие теоретические знания с помощью ассоциаций, простейшие схемы устройства музыкальных инструментов (била, колокола, органа, народных инструментов) и т.д. При прослушивании музыки можно использовать картины, рисунки, фотографии, стихи, отрывки из литературных произведений, подходящие по теме и содержанию музыки.

Пение является одной из основных форм работы с детьми младшего школьного возраста. Оно воспитывает их музыкальное восприятие, обучает их нужным музыкальным навыкам, кроме того, является хорошим организационным моментом в работе класса. Дети с удовольствием поют все, что предложит им преподаватель. Можно соединить пение с играми и движениями под музыку.

Игровая форма работы широко применяется при работе с младшеклассниками. Ее преимущество в том, что в игровой ситуации ребенок наиболее легко усваивает нужные навыки. Существует очень много разновидностей игр - это могут быть ролевые, фольклорные, общие и сольные, интеллектуальные и двигательные, пальцевые игры. Для младшеклассников больше подходят игры с движениями, в которых дети не только учатся, но и активно отдыхают, и ролевые игры, в которых развивается реакция и тренируется способность образно воспринимать музыку.

Выполнение творческих заданий на уроках в школе обычно затруднено из-за недостатка времени. Поэтому такие задания хорошо задавать на дом. Это рисование под музыку, сочинение стихов, рассказов и мелодий на заданную тему.

 

Варианты уроков по духовной музыке

Урок  Колокола

Этот урок необходимо начать с разговора о том, что в православном богослужении инструменты не используются, вся церковная музыка – только вокальная, поэтому мы называем её церковным пением, а не церковной музыкой, а поющиеся молитвы называем песнопениями.

Вопрос детям: почему в Православной Церкви не употребляются инструменты? – дискуссионный и требует обсуждения всем классом. Но есть один инструмент, который считается церковным – это колокол. Колокольный звон предваряет богослужение и отмечает его важные моменты. Краткий рассказ об истории возникновения колоколов, употребления их в церкви и вне её (вечевой колокол, набат), видах колокольного звона (благовест, трезвон, перезвон). Прослушивание записей. Если позволяет время, можно рассказать и о билах – деревянных и металлических.

Музыкальный материал – «Ростовские звоны», любая колокольная музыка.

Иллюстративный материал – фотографии Царь-Колокола, колокольни Ивана Великого, картина Алексеева «Соборная площадь в Московском Кремле.

Домашнее задание – попробовать сочинить колокольный звон на фортепиано (по возможности и желанию).

Усвоенные понятия – песнопения.

Урок  Церковная музыка – особенная музыка

Беседа с детьми о том, что православная церковная музыка – только вокальная. Далее детям задается вопрос: а зачем, вообще, в церкви нужно пение? Пение настраивает нас на молитву, нам легче молиться, если церковные тексты поются, а не просто читаются. Значит, задача церковного пения – помогать людям молиться.

Следующий вопрос детям: а можем ли мы петь в церкви все, что захотим, и так, как захотим? Например, петь громче и быстрее всех, или петь то, что сочинили сами? Нет, так делать нельзя. А как мы узнаем, когда и как петь церковные песнопения? Для этого есть специальные древние правила, записанные в книге, которая называется Типикон или Устав.

Кто поет в церкви на службе? Хор, состоящий из певчих. Он помещается на месте, называемом «клирос», что в переводе с греческого означает часть земли, которая досталась по жребию — в Православной Церкви это место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие. Поэтому и сами певчие часто называются клиросом. В Уставе хор называется древнеславянским словом «лик» - это напоминает нам об ангельском лике, непрестанно воспевающем Бога. Быть церковным певчим – особо ответственное служение, раньше в певцы даже посвящали особым чином. И теперь, чтобы стать певчим, нужно благословение священника.

Музыкальный материал – примеры любых церковных песнопений.

Усвоенные понятия – устав, Типикон, певчий, клирос, лик.

Урок Громко-тихо, быстро-медленно в церковном пении

Предлагается разобрать с детьми на примерах понятия, характеризующие содержание молитвенного текста: созерцание, прославление, повествование. От этого зависит темп и громкость звучания песнопений: для созерцательной молитвы – это тихо и в умеренном или медленном темпе («Свете Тихий»), для прославляющего песнопения – медленно и достаточно громко (Полиелей), для повествовательного песнопения – достаточно быстро и ни громко, ни тих (стихиры). Все эти песнопения обязательно прослушать в записи. Можно сравнить с иконами, определить их «тип» и соотнести с песнопениями.

Вспомним, что пение в церкви зависит от устава (можно зачитать из Типикона некоторые указания к исполнению песнопений).

Вопрос детям: а можно ли в песнопении поменять звучность? Проводим эксперимент, исполняя ранее прослушанное несложное песнопение, резко меняя нюанс в середине. Эксперимент можно считать удачным, если результат детям покажется некрасивым и не нужным.

Итог: исполнять церковные песнопения надо достаточно спокойно и сдержанно, чтобы не нарушать внутреннего спокойствия молитвы, и что-нибудь менять в них нехорошо.

Музыкальный материал: «Свете Тихий» (обиходный), Полиелей (Афонский или Киевский распев), любая стихира; или: Херувимская (обиходный распев), псалом 103 (греческий распев), любой тропарь.

Усвоенные понятия: песнопение-созерцание, песнопение-прославление, песнопение- повествование.

Урок Мелодия в церковной музыке

Для церковного песнопения подходит совсем не каждая мелодия (можно прослушать несколько вариантов мелодий: Римский-Корсаков «Полет шмеля» (мелодия-вьюнок), Бетховен соната №1 (мелодия-стрела), молитва «Царю Небесный» в обиходном исполнении). Дети должны сами выбрать ту, которая отвечает требованиям: быть сдержанной и строгой, чтобы не мешать, а помогать молиться.

Немного о знаменном распеве: это древнее церковное песнопения, в котором все поют одну мелодию в унисон. Знаменные мелодии – совсем не такие, к каким мы привыкли, но про них тоже можно сказать: «мелодия-молитва».

Игра: если есть такая возможность, то педагог может сыграть на фортепиано различные мелодии, предлагая детям угадать, какие из них могут быть церковными.

Музыкальный материал: стихиры Пасхи, стихиры «Волсви персидстии» знаменного распева и другие обиходные песнопения по выбору педагога.

Усвоенные понятия: унисон, знаменный распев, многоголосие.

Урок Церковная музыка в «светских» сочинениях

Слушание материала необходимо предварить рассказом о жизни русских людей 19-го века: в их жизни важное место занимала Церковь, и церковные напевы были знакомы каждому. Композиторы того времени часто использовали их в своих произведениях. Узнавание знакомых напевов в произведениях композиторов. Для простоты сравнения можно давать последовательно церковное песнопение в оригинале и соответствующую часть классического произведения.

Беседа о том, почему композиторы включали их в свои сочинения. Напев-символ (символ победы, символ кончины).

Музыкальный материал: П.И.Чайковский «В церкви», отрывок из увертюры «1812 год», С.Танеев «Иоанн Дамаскин» (вступление) и иное по выбору педагога.

Иллюстративный материал: религиозная тема в живописи: Иванов «Явление Христа народу», Крамской «Христос в пустыне», Нестеров «Труды преподобного Сергия».

Урок Хор: мужской, женский, детский

Начинается с вопроса классу: какой самый замечательный, самый совершенный музыкальный инструмент? Конечно – человеческий голос (голос создан Богом, а инструменты созданы людьми по подобию). Голоса, как и инструменты, бывают разные: мужские голоса – низкие, женские и детские – высокие. Вопрос: как называется, когда много голосов поют вместе? Понятие хора. Хоры бывают разными, в зависимости от того, из каких голосов они состоят. Сравниваем звучание мужских, женских и детских хоров.

Рассказ о детских хорах, о традиции пения в церкви мальчиков, о школе в Глухове, где учились Бортнянский и Березовский. При прослушивании записей обратить внимание детей на то, чем отличается звучание детского хора от взрослого – высокий регистр, тонкий, прозрачный звук.

Музыкальный материал: записи хора Московской Духовной Академии и Семинарии п/у архимандрита Матфея (Мормыля), хора Пюхтицкого монастыря или другого женского церковного хора, записи любых смешанных хоров, песнопения в исполнении детских хоров (детского хора Большого Театра, детского хора Свято-Спасского братства п/у Т.И.Королевой и др.

Иллюстративный материал: фотографии хоров, регентов, миниатюры с изображением певчих из древнерусских рукописей, фотографии, рисунки поющих в храме детей.

Домашнее задание: рисунок на тему «Дети поют в церкви».

Урок Традиционная церковная музыка

Проводится небольшой экскурс в историю церковного пения. Можно рассказать о каждом стиле церковного пения, сопровождая слова прослушиванием примеров и показом соответствующих иллюстраций. Стили: знаменное одноголосное, раннее русское безлинейное многоголосие, раннепартесное многоголосие, позднее обиходное многоголосие. Греческое пение с иссоном – по желанию.

Музыкальный материал: песнопения знаменного распева; строчное многоголосие, например, «Христос раждается» в исполнении хора издательского отдела Московского Патриархата; ранний партес, например, псалом 103.

Иллюстративный материал: крюковые рукописи, иконы (до 17 века) –Рублев, Дионисий, Феофан Грек; поздние иконы (17 век); иконы и парсуны Симона Ушакова; поздняя иконная живопись (18-19 вв).

Урок  Обиходное и концертное церковное пение

Слушаем два примера (обиходной и концертной церковной музыки) с заданием: угадать, церковное это песнопение или нет. Ученики наверняка угадают правильно.

В чем же разница? Повторяем главную задачу церковной музыки: помогать молиться. Концертное исполнение часто отвлекает от молитвы, такая музыка очень красива сама по себе, её слушаешь, не прислушиваясь к словам, которые, на самом деле, важнее музыки.

Обсуждение: хорошо ли петь такую музыку в храме? А на концерте? Понятие «концертная церковная музыка». Слушание примеров. Дети определяют – обиходное или концертное исполнение.

Музыкальный материал: «Христос воскресе» обиходное и Кастальского.

Усвоенные понятия: обиходная музыка, концертная музыка.

Для более наглядного примера можно провести сравнение икон и картин на религиозные сюжеты.

Иллюстративный материал: икона Спаса – Крамской «Христо в пустыне»; икона Рождества – Рембрандт «Святое семейство» или Боттичелли «Поклонение волхвов»: иконы Богородицы – Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля.

[1] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии, М.: Школа-Пресс, 1996г

Название файла 1Уроки духовной музыки в первом классеФайлы 1 uroki_dukhovnoi_muzyki_v_pervom_klasse-3.doc
Церковное пение в русской православной культуреНазвание файла 1Церковное пение в русской православной культуреФайлы 1 djachenko_e.ju._lekcija_po_ist_cp.doc
Несколько детских вопросов о церковном пении и примерные ответы на них

Дьяченко Е.Ю.

Выходя из храма после богослужения, часто можно услышать, как прихожане делятся впечатлениями о пении хора. Для большинства людей критерием красоты церковного пения выступают: мощность звучания хора, наличие в нем солистов, витиеватость и гармоничность мелодии, громкое имя её автора. Но действительно ли эстетическое восприятие (красиво или нет, гром или тихо) и яркость мелодий делает церковное пение неотъемлемой частью богослужения, или для него все же характерны совсем другие определения: стройность, ангелоподобность, умилительность, назидательность?

Формируя представление детей о русской православной культуре в целом и о церковном пении в частности, преподаватели сталкиваются с набором основных вопросов. Взрослому некоторые из них покажутся очень простыми, другие сложными и не подходящими для детского уровня знаний. Но давайте не будем забывать, что по завету Спасителя именно нам взрослым людям надо быть как дети, а значит хранить чистоту веры и стараться рассмотреть её во всёй полноте.

Далее привожу вопросы с ответами на некоторые  популярные детские вопросы о церковном пении.

  1. Откуда мы знаем, что богослужение должно сопровождаться музыкой?

Русская Православная Церковь своё учение о вере основывает на Священном Писании (Ветхий и Новый заветы) и Священном Предании (жития святых, поучения, трактования).

В Ветхом завете (до пришествия Христа) есть упоминание о том, что древние народы активно музицировали во время молитвы, используя как инструменты, так и пение. Например: пророк Иона, поглощенный китом, все три дня внутри него пел гимны Богу.  После изгнания Адама и Евы из рая, человек смог лишь имитировать, копировать слышанное ранее пение Ангелов, поэтому всеми силами пытался воссоздать рай.

В Евангелие мы тоже можем найти объяснение необходимости петь на богослужении. Обратимся к одному из примеров - описанию истории Рождества Христова. Мы помним, что когда Спаситель родился, к нему на поклонение прошли пастухи. О рождении Христа они узнали из видения Ангела, который сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслех. После этого внезапно явилось многочисленное воинство небесно, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:8-14). Так же о пении самого Спасителя можно прочесть в Евангелие о Тайной вечери, когда Христос с учениками «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26: 20-30). 

Стараясь устроить Церковь на земле по образцу Церкви Небесной и уподобляясь сонму ангелов, а также подражая самому Спасителю, священнослужители стали в храмах петь, подавая возгласы на распев, и  окружая место служения «сонмом» певчих, т.е. хором, ставя их по левую и правую сторону от алтаря. Эта традиция дошла до нашего времени и получила название антифонного (противоположенного) пения,  т.е. пения, где два хора попеременно славят Бога. Таким образом,  музыка земная (инструментальная и вокальная) стала отражением музыки Небесной, позволяя человеку выражать свое религиозное чувство.

  1. В дополнение к первому вопросу всегда следом заходит разговор об использовании на службе музыкальных инструментов.

Здесь необходимо рассказать о ветхозаветной Церкви, т.е. древнеиудейской, которая широко использовала в богослужении музыкальные инструменты, однако сами службы отличались от современных.

            Священное Писание связывает происхождение музыкальных инструментов и музыки в целом с потомком Каина – Иувалом, говоря о нем: «…Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели»[i]. В Пластыри (поэтический памятник древнееврейской литературы, автор - царь Давид), где часто встречается упоминание таких инструментов как: гусли, тимпаны, кимвалы, свирель, медные трубы, например: «Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи... буду воспевать Тебя среди племен» (Пс. 107, 3—4).Так же у  пророка Амоса можно прочесть: «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Ам. 5:23). Из этого видно, что  инструментальная музыка Древнего мира была обязательной частью службы Богу, иногда использовали даже танцы или рукоплескания, а сами инструменты можно поделить на: струнные (щипковые), духовые и ударные (можно приложить картинки

http://bgmuz.brest.by/instrumentoved/index.html?introduction_2.htm ).

С пришествием в мир Спасителя, меняются законы проведения богослужения. В Евангелии, как основе нового закона жизни, нацеленном не на ожидание пришествия Христа, как в древности, а на спасение наших душ, нет упоминаний музыкальных инструментов, а лишь есть указания на пение. Если в Ветхом завете пение и играние на музыкальных инструментах использовалось для выражения, как радости, ликования, так и горького рыдания, то в Новом Завете под пением больше подразумевается радостное, молитвенное настроение сердца и духа (Еф 5.19; Кол 3.16).

  1. Почему мы из всех музыкальных инструментов используем только колокола?

Первым звонарем православная традиция считает библейского Ноя. Именно он, построив ковчег, стучал по его деревянной дверце, благовествуя об избавлении от Великого потопа. Все, кто по призыву Ноя вошли в его ковчег, чистые и нечистые, получили спасение.

По давней традиции в православном богослужении используются звонницы, оборудованные аккордом больших и малых колоколов. Мерный звон басового колокола, называемый благовестом, оповещает всех рядом живущих прихожан о начале церковного богослужения. Наиболее торжественные моменты службы сопровождаются праздничным трезвоном, когда весело переливаются все кампаны (так по-церковнославянски именуют колокола) и перезвон  - перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют постовые звоны, погребальные перезвоны, колоколами приветствуют крестные ходы и приезд в храм архиерея.

 Основные части колокола называются «язык», «юбка», и «ушки», что придает колоколам некоторое сходство человеком, который тоже должен славить Бога. Ударяясь о юбку колокола, звуковые волны отображаются от неё в форме креста, распространяя его на всю округу.  

На Руси первыми колоколами были билакандии) - это деревянные доски, и клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола. К ним сразу возникло трепетное отношение, которое проявилось в традиции каждому колоколу давать своё имя, например: Царь-колокол.  Известен случаи, когда  в 1552 году колокол помог русским воинам завоевать город Казань. Сначала они никак не могли преодолеть сопротивление противника, но однажды утром вдруг услышали в осажденном городе звон и узнали его. Это был голос большого колокола, увезенного татарами в плен из Симоновского монастыря в Москве. Воины пошли на его зов, взяли город и освободили колокол. Иногда колокола безвинно страдали. Как-то раз набатный колокол Московского Кремля разбудил царя Федора Алексеевича и за это был сослан в монастырь. Другой набатный колокол Кремля был снят с колокольни и лишен языка за то, что призвал народ к бунту. Колокол в городе Угличе рассказал людям о том, что тайно убит царевич Дмитрий, и был отправлен на триста лет в ссылку в Тобольск.

Сегодня церковный звон по-прежнему является неотъемлемой частью богослужения, а профессии звонаря необходимо учиться на специальных курсах.

Более подробно о колоколах и колокольном звоне можно посмотреть на сайте звонарей России:

История колоколов интересно и подробно освещена на сайте «Колокола и колокольчики: коллекция и история»

 

  1. Как пели до пришествия Христа и как после?

Из текстов Ветхого завета мы можем узнать, что пение до пришествия Христа было и сольным и хоровым, общенародным и профессиональным.

 В книгах Ветхого Завета первыми певцом из высокопоставленных лиц упоминается  законодатель, один из самых образованных по египетским меркам человек -  пророк Моисей (Деян., гл. 7, ст.22). К его деятельности можно отнести одно из первых упоминаний о всенародном пении: «… Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию, и говорили: Пою Господу, ибо он высоко превознесся; коня и всадника его  ввергнул в море…» (Исход, гл.14-15, ст.31-14). Воспоминание этого чуда Божьего и строки из книги Исход вошли в состав многих песней канонов. В дальнейшем распространение всенародного пения получило широчайшее распространение. Отголосками общенародного пения сегодня можно считать пение на Божественной Литургии «Символа веры» и «Отче наш». 

О сольном пении упоминается реже, чем о хоровом (народном), однако пение как ежеминутное обращение к Богу, тоже можно назвать сольным пением, молитвенным воздыханием к Богу,  например: «я буду славить Тебя на псалтири... буду воспевать Тебя на гуслях» (Пс 70, 22).

В период царствования царя Соломона происходит активное развитие и усложнение песнопений и музыкальных инструментов. Это приводит к появлению певцов – профессионалов, они становятся привилегированной часть общества, открываются певческие школы. Эти певцы и музыканты пели и играли  в доме Господнем с кимвалами, псалтирями, цитрами. 288 певцов и музыкантов иерусалимского храма разделялись на 4 хора по 72 человека в каждом, и каждым хором руководил один из четырех начальников хора. Наряду с этим делением имело место еще более мелкое деление на чреды служения, разделяющее всех музыкантов на 24 группы или череды по 12 человек в каждой для служения в обычные дни. Во время освящения храма царем Соломоном к двумстам восьмидесяти восьми музыкантам, прибавились еще «сто двадцать священников, трубящих трубами, и были они как один трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа».

Как мы видим, ветхозаветное пение по характеру было торжественным, можно сказать оркестровым, папмезным, очень громким. Придя в земную жизнь, Христос привносит в неё тишину и свет своего учения. Пение новозаветное становится полным радости и умиротворения, любви и покаяния. В первых монастырях начинают петь простые мелодии тихо и размеренно, в унисон, т.е. в один голос. Так же пели и первохристианские общины, собираясь тайно для поочередного произношения и пения священных текстов.

Получив дальнейшее развитие в богатейшей Византии, церковное  пение, достигает своего расцвета, а принятое на Руси после её Крещения, получает совершенно новое звучание. Именно в Византии появилась традиция одевать в стихари  из драгоценных тканей певчих, распевать молитвы соответственно службе: в будни  - более просто напев, в праздники сложным, царским распевом. Не удивительно, что это пение произвело огромное впечатление при выборе князем Владимиром веры. (Можно прослушать византийское пение http://www.byzantinos-ymnos.com/ . Сайт с ссылками на сайты, содержащие церковную музыку и пение или рассказывающие об этом виде пения и музыки: http://www.hristianstvo.ru/culture/music/churchmusic/ ).

  1. Как пели в Древней Руси?

Древнерусское пение своими корнями уходит в пение византийское. От них мы перенимаем знаковую систему обозначения мелодии. На Руси этот вид пения стал называться знаменным. Основными элементами знаковой системы пения можно назвать: крюк, параклит, статья, стрела. Их значение передавалось из уст в уста.

Знаменное пение просуществовало с X века до XVII века (сегодня мы продолжаем традицию знаменного пения, исполняя расшифрованные записи). Варианты их группирования позволили создать большое число мелодий на весь год, а изменение в написании этих знаков сделало возможным разнообразить древнее русское церковное пение. Так, в нем можно выделить: кандакарное пение (не поддается расшифровке), столповое (знамена записывались вертикально, как столп), демественное (очень красивое и витиеватое пение), путевое (в многоголосном варианте верхний голос называется верх, средний – путь, нижний – низ) и строчное (записанное в строчку). Знамена обозначали только мелодию слога или слова в целом.

Для обозначения высоты звука в XVII веке использовали красные «киноварные пометы» - специальные значки красного цвета. С принятием пятилинейного нотного стана и партесного стиля (многоголосного пения основанного законах сочинительства) древнерусские мелодии церковного пения стали записывать сначала квадратной нотой, а затем круглой нотой. По характеру пение стало менее мелодичным и напевным, иногда похожим на арии из опер. Сегодня можно услышать разные стили пения, и знаменное и партесное, разделять их на плохие и хорошие не следует. Нужно следить, что бы мелодия не отвлекала от текста, а наоборот, помогала разобрать слова песнопений, в которых рассказывается о происходящем празднике.

 

Отвечать на этот вопрос лучше, используя демонстрационные материалы: аудиозаписи, доску с мелом для написания простых знамен, картинки из рукописных певческих книг. Скачать записи для прослушивания можно с сайта Валаамского монастыря http://www.valaam.ru/ru/mp3/?theme_id=3&list_date=0, а так же http://znamen.xost.ru/ и http://kliros.ru/audio.html.

Можно дополнить рассказом о церковных певчих, хорах государевых и патриарших певчих дьяков и поддьяков, но лучше эту тему выделить в отдельное занятие.

  1. Что такое осмогласие и откуда берутся тексты для песнопений?

Человеку свойственно творить: сочинять, рисовать, петь, рассказывать, строить. Церковное пение на протяжении всей своей истории всегда очень изменялось. Расцветали одни культуры, уходили в забвение другие. Менялись музыкальные инструменты, стили пения, его значение для человека (пение для развлечения или для молитвы), сочинялись новые тексты.  К VII веку в связи с большим разнообразием церковных мелодий возникла необходимость  их систематизации.

Для этого святой Иоанн Дамаскин выбрал 8 основных мелодий (самых простых и правильных в употреблении), собрал лучшие тексты молитв, разделил их так же на 8 частей и «привязал» к определенному гласу. Из этого сложилась основа церковного пения – осмогласие.  Все гласы основаны на древнегреческих мелодиях и отвечают основному правилу церковной музыки: она не должна отвлекать человека от молитвы, не должна быть крикливой и громкой, должна помогать словам стать более выразительными и понятными.

Гласовые песнопения зафиксированы  в книге Октоих, разделены на 8 гласов и на каждый день недели. Таким образом, целую неделю в храме поют песнопения на определенную мелодию, а в субботу вечером, начиная новую церковную неделю, начитается пение на следующий глас. Сами гласы имеют простые понятные мелодии, ими распеваются стихиры, тропари, каноны и прокимны. Осмогласие позволяет певчим петь не по нотам, а по тексту. Для этого надо знать структуру гласа наизусть.

Кроме Октоиха церковные песнопения собраны в Минеи – книги, где на каждый день месяца написана служба святому, Триодь Постная (для Великого поста) и Цветная (от Пасхи до Троицы) (авторы – составители св. Андрей Критский, братья Студиты), ирмологий  и тропарион. Сами тексты песнопений мы можем разделить на несколько групп. Одни слова взяты из священного Писания («Ныне отпущаеши раба Твоего», песнь старца Симеона, песнь богородицы «Величит душа моя Господа», «Слава в вышних Богу»), другие написаны благочестивыми людьми: покаянный какон преп. Андрея Критского, все тексты Миней, третьи – были явлены святым, например: пресвятая Богородица во сне подарила св. Роману Сладкопевцу «Дева днесь» (кондак рождеству Христову).

К тексту богослужебных книг надо относиться очень внимательно, в них рассказывается о событиях из истории Церкви, о праздниках и святых.

  1. Кто может стать певцом в храме? А дети поют в храме?

В древние времена  певчий считался нижним звеном среди церковных служащих. Существовал обряд посвящения в церковного певчего, сейчас он утрачен. При выборе певчего учитывалась сила и красота его голоса, здоровье, умение читать, музыкальный слух, но главным были сейчас остаются духовные качества: смирение, кротость, послушание, любовь к молитве, благочестивый образ жизни.

С развитием музыкальной культуры к необходимым знаниям певчего добавилось свободное владение музыкальной грамотой. Иногда музыкальные способности выходят у певчего на первый план, это приводит к пению «бездуховному», без молитвенному. Это не правильно. Пение в храме – форма молитвы, и если певчий не будет молиться, то и его пение не приведет к молитве прихожан.

Певчие приходят на клирос не для пения как такового, а для служения Богу, ближним. Но служение это особое - молитвой.

В храм помолиться Богу приходят люди воцерковленные и невоцерковленные, с разным настроением, мыслями. У кого-то есть слух и голос, у кого-то нет ни того, ни другого. Певчие как бы являются доверенными лицами тех, кто не может петь. Каждый из них понимает это и старается петь так, чтобы через свое пение вовлечь души, сердца, мысли людей, пришедших в храм, в диалог с Богом - в молитву. Красота пения является следствием, результатом.

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это так: «Исполнение пения может быть разумным в отношении текста, мелодии песнопения и умения певца владеть своим голосом. Текст тогда исполняется разумно, когда певец, проникая в содержание его, осмысленно выпевает и оттеняет его как в отношении грамматических ударений, так отношении логических, и во всех случаях удерживает естественное произношение букв гласных и согласных».

Церковная музыка была создана так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу. Для настроя христиан на молитву в богослужебном пении важнее фактор на клиросе — что поют, а не как поют — последнее должно быть подчинено первому, а не наоборот. Блаженный Августин в «Исповеди» заключает: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что тяжело согрешаю, и тогда желал бы я не слышать поющего».

От качества пения и настроя поющих, их благорасположения к молитве и богослужению в целом, зависит общая настроенность всех «предстоящих и молящихся».

Дети тоже могут петь в храме. На больших приходах существуют детские хоры, которые поют каждое воскресенье за Литургией. Разучивают песнопения они на занятиях по пению  в воскресных школах, куда приходят дети как с музыкальным образованием, так и без. Самые лучшие хоры выступают на праздничных фестивалях и конкурсах. Тому пример – проводящийся третий раз в Москве конкурс-фестиваль детских православных хоров «Кирилл и Мефодий» (о конкурсе можно посмотреть материалы: http://video.mail.ru/mail/tv-soyuz/311/3494.html http://www.st-tatiana.ru/section/385334/ ).

  1. Нужно ли иметь специальное музыкальное образование что бы писать церковные песнопения?

Поскольку церковная музыка - это не просто музыка, а молитва, облеченная в музыкальную форму, то, понятно, что просто музыкально образованный человек написать такую музыку не сможет. Можно привести примеры из истории: Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец – они были не просто верующими людьми, но святыми.

Иоанн Дамаскин – великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие, родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в богатой и знатной христианской семье и получил разностороннее и глубокое образование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику, астрономию и музыку. Мальчик обнаружил необыкновенные способности и легко освоил курс светских и духовных наук. После смерти отца, Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

Он жил в в Византийской империи в те времена, когда там свирепствовала иконоборческая ересь: иконы уничтожались, а почитатели их сурово преследовались. Будучи высокообразованным человеком и одаренным писателем, Иоанн Дамаскин очень убедительно писал в защиту православного почитания икон.

Греческий император Лев Исавр, убежденный иконоборец, гневался на Иоанна за его сочинения. Он приказал своему писцу изучить почерк святого Иоанна и как бы от его имени написать письмо, адресованное византийскому императору, в котором Иоанн яко6ы предлагает свои услуги Исавру в свержении халифа. Это подложное письмо император Исавр отослал халифу в доказательство своей дружбы и измены Иоанна Дамаскина.

Восточный деспот, не разобрав дела и не приняв объяснений Иоанна, приказал заключить его в тюрьму и отсечь ему правую руку, якобы написавшую изменническое письмо. Имея с собой в тюрьме икону Божией Матери, святой Иоанн положил перед нею свою отсеченную руку и долго молился перед иконой, изливая свое горе. Во сне Пречистая Дева явилась страдальцу и, милостиво взирая на него, сказала: «Вот рука твоя здорова, не скорби более». Иоанн проснулся и с радостным изумлением увидел, что отсеченная рука приросла к своему месту и стала здоровой, как и раньше. Остался только узкий шрам, напоминавший о казни. В избытке радости и благодарности к милостивой Заступнице, в душе Иоанна сложилась песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Эта песнь до сих пор поется в храме.

Весть о чуде дошла до халифа, и он, вызвав Иоанна, терпеливо разобрал его дело и убедился в его невинности. Сознавая себя виноватым перед Иоанном, халиф, чтобы загладить свою несправедливость, предлагал ему крупную награду и высокие почести. Но Иоанн, поняв, как непрочны земные блага и мирская слава, отказался от всего. В благодарность Божией Матери он заказал из серебра изображение кисти его руки и прикрепил ее к иконе, перед которой совершилось чудо. Эта икона получила название «Троеручицы».

 Вскоре он роздал все свое богатство и отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Там  до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Иоанн Дамаскин был разносторонне одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Считается, что именно он составил пасхальный канон, величественный гимн «Воскресение Христово видевшее», замечательные надгробные молитвы. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его прозвали «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.

Ему принадлежат оформление большинства христианских песнопений в сборники  «Октоих» и формирование системы осмогласие.

 Детям можно предложить прочитать: А.К. Толстой «Иоанн Дамаскин».

Можно дать прослушать «Русский реквием» -  произведение любимого ученика Чайковского С. И. Танеева (1856-1915), кантату «Иоанн Дамаскин». В основу кантаты легла часть одноименной поэмы А. К. Толстого. Отрывок, избранный Танеевым, представляет собой рассказ о размышлениях св. Иоанна Дамаскина о смерти и о сочинении им песнопения на смерть одного из монахов. В музыкальную основу произведения Танеев ввёл русский знаменный распев «Со святыми упокой...»: его мелодия с самого начала начинает сдержанно звучать в оркестре, придавая всему произведению заупокойную окраску. Получилось неканоническое переложение православной заупокойной стихиры, произносимой как бы от лица ушедшего…

О кантате и скачать звуковые файлы можно на сайте http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-64707.html .

Роман Сладкопевец - родился в V веке в сирийском городе Емесе. Переехав в Константинополь, стал пономарем в храме Святой Софии. Ночами преподобный уединялся на молитву во Влахернский храм или уходил в поле.

Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы, но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по-гречески «Кондакион»), повелела съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». От того свитка («кондака») и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Святой Роман первый написал и икосы песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески «икосах»).

За усердное служение был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения.

До самой кончины, последовавшей около 556 года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

В отечественной культуре можно выделить князя Дмитрия Красного (Князь Дмитрий Юрьевич Красный, праведник Московский, сын Юрия Дмитриевича - великого князя Московского, внук Дмитрия Донского) – одного из первых певцов демества - одного из стилей древнерусского знаменного пения.

 Как повествует предание, он почувствовал приближение смерти и ночью «испустил последнее дыхание». Тело приготовили к погребению, но тут... Покойник неожиданно сбросил с себя покрывало и очень громко «возопил» слова из Нового Завета: «Петр же позна его, яко Господь есть». Затем Дмитрий запел церковную песнь (прокимен 8-го гласа новой мелодией). «С воскресенья до среды был он жив, пел священные песни, читал наизусть Святое Писание, не понимая, однако, что ему говорили, но узнавал людей... В среду умолк он снова, а в четверг скончался окончательно».

На заре Серебряного века, в самом начале XX столетия, те события эмоционально описал поэт Константин Бальмонт в своей поэме «Смерть Димитрия Красного. Предание». http://www.churchcomposer.ru/index.html

  1. Сочиняют ли сегодня церковную музыку?

Да, конечно, и сегодня церковную музыку продолжают сочинять. Интересно то, что на один и тот же текст есть несколько современных авторских мелодий. Среди современных церковных авторов есть и священники, и мирские люди, но все они стараются сохранить мелодии своих сочинений в рамках лучших традиций русской духовной музыки. Здесь можно назвать: митрополита Иллариона (Алфеева), протоиерея Андрея (Бондаренко), Александра Асламазова и др. (ссылки даются на сайт современной православной музыки, содержащий и аудиозаписи этих композиторов).

 

О русском церковном пении
А. Кастальский

Собегалися речки песенны,
Речки песенны, что из дальних стран:
Одна реченька - Цареградская,
Другая реченька - то славянская:
Старосербская да болгарская.
Сошлись реченьки, сплелись песенны
В стольном Киеве, на Руси Святой.
И запел-завел старый Киев-град
Песнь церковную, старокиевскую.
Уж из той реки большой знаменной
Растеклись ручьи во все стороны
По лицу земли Святорусския.
Вся запела Русь песни Божии,
По восьми гласам службы правила,
По крюкам-знаменам Бога славила,
По обителям, по скитам пошло
Пенье красное, сладкозвучное:
Где дьяки поют зычным гласом.
Где же братией поустроены
Клиры чинные и степенные.
А и сладостно в храмах Божиих:
Хоры стройные умилительно
Со мальцы-детьми ведут пение,
Гласы мужески с гласы детскими
Сочетаются, совиваются,
И к подножию Бога Вышнего
Золотой трубой поднимаются.
Hо не всякому дан тот высокий дар -
Бога песнию славословити,
Дар учительства песне Божией,
Дар мусикии, песнотворчества...

1911 г. О церковном пении // Сборник статей. Сост.: О.В. Лада.
Изд-во "Ладья", М., 2001

 

Интересные материалы о древнецерковном пении представлены на сайте  «Вечерняя песнь»

[i] Книга Бытия, гл.4, ст.

Название файла 1Несколько детских вопросов о церковном пении и примерные ответы на нихФайлы 1 djachenko_e.ju._neskolko_detskikh_voprosov_o_c.doc
Система церковного пения. Основания культурологической классификацииНазвание файла 1Система церковного пения. Основания культурологической классификацииФайлы 1 skhema_pechat.pdf
Мы в соцсетях