Материал к изучению. Занятие 13

Письмо заместителя Министра образования России Е.Е.Чепурных №549/28-16 от 12 июля 2000 г. по всем органам управления образованием субъектов Российской Федерации

Минобразование России направляет для использования в работе аналитическую информацию правоохранительных органов Российской Федерации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений.

Просим довести до сведения руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений, разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения Российской Федерации.

Приложение: в 1 экз. на 4 с.

 

Заместитель Министра          

Е.Е.Чепурных

 

 

Приложение

Информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений

 

Поступающие в правоохранительные органы Российской Федерации материалы свидетельствуют об активной деятельности на территории России нетрадиционных религиозных объединений, наносящих ущерб личности, российскому обществу, государству.

Под влияние различных сект фактически попало значительное число граждан нашей страны. Например, “муниты” и “саентологи” объединяют десятки тысяч человек, “иеговисты” - сотни тысяч.

Религиозные экстремисты продолжают усиливать свою деятельность, меняя формы и методы работы, подстраиваясь под существующее законодательство. Так, получены данные о планах возобновления деятельности секты “Аум Синрике” (в настоящее время переименованной в “Алеф”) на Дальнем Востоке России. По мнению японских экспертов, это связано с тем, что на территории Дальневосточного региона России сконцентрирована значительная часть принадлежащих секте денежных средств и расположено несколько замаскированных баз. По данным японских правоохранительных органов, именно на территории России скрываются находящиеся в розыске члены экстремистской организации, причастные к осуществлению газовой атаки в токийском метро. Кроме того, несмотря на публичное заявление о бессрочной приостановке деятельности секты, не исключается возможность вербовки в нашей стране новых последователей С.Асахары.

В орбиту негативной деятельности зарубежных центров оказались втянутыми ряд российских организаций, в частности. “Церковь последнего завета” (“Виссарионовцы”). “Богородичный центр” и другие. Из-за рубежа стимулируется деятельность экстремиста, направленная на внесение раскола в традиционные для России православные, мусульманские, буддийские и иудейские общины, что чревато острой внутриконфессиональной конфронтацией и массовыми противоправными проявлениями.

Особого внимания органов управления образованием всех уровней. педагогических коллективов образовательных учреждений заслуживает деятельность религиозных организаций по реализации собственных общеобразовательных программ, нацеленных на оказание воздействия на сознание детей. Так, одним из направлений деятельности секты “Ананда Марг”, действующей на территории ряда российских регионов под прикрытием различных общественных организаций, является работа в детских садах и школах. Получены данные, что один из адептов секты, имеющий педагогическое образование, предпринимает шаги по организации частного детского сада в г.Владивостоке. Финансирование проектов ведется из-за рубежа.

Необходимо в этом контексте отметить деятельность южнокорейской “Церкви Объединения” (церковь Муна), функционирующей на территории России под эгидой общественного объединения “Федерация женщин (Женщины за мир во всем мире)”. Члены секты, в том числе учителя школ, проводят работу по пропаганде своих религиозных идей среди учеников, несмотря на официальный запрет преподавания но методикам, разработанным “Церковью Объединения”.

Новым моментом в планах мунитов является особое внимание к молодежи, студентам (в частности, к Студенческой ассоциации но изучению Принципа (CARP). Но словам одного из руководителей Церкви, необходимо “сделать так, чтобы студенты и вузы стали независимыми от общества”. В то же время высказывается озабоченность в связи с противодействием деятельности секты со стороны правоохранительных органов. В связи с этим подчеркивается актуальность задачи по налаживанию контактов ее территориальных структур с представителями российских государственных и муниципальных органов на местах.

Другая зарубежная религиозная организация “Церковь Христа” пытается проводить образовательные мероприятия среди школьников под предлогом изучения иностранных языков. В качестве методов воздействия используется постепенное втягивание детей в зависимость от общения с “учителями”, а также формирование у учеников устойчивого круга интересов, ориентированных на данную церковь.

В северо-западных районах России активно действует “Всемирный духовный университет Брахма Кумарис”, который использует для этого проект ЮНЕСКО “Международный год культуры мира”, а также образовательные и культурные программы Органами прокуратуры г.Санкт-Петербурга в настоящее время рассматриваются материалы о фактах целенаправленного психологического воздействия на членов секты.

В Центральном регионе России отмечается активизация деятельности международной религиозной организации “Армия спасения”. Ее адепты пытаются распространить свое влияние на молодежь и военнослужащих. Официально представляя собой евангельскую протестантскую ветвь христианской церкви, “Армия спасения”, по существу, является военизированной религиозной организацией с отлаженной вертикалью управления. Руководство и финансирование “Армии спасения” осуществляется из-за рубежа.

По мнению экспертов, деятельность зарубежных сект в сфере образования ведет к размыву национального сознания, снижению уровня сопротивляемости негативному воздействию со стороны деструктивных религиозных организаций, возможным психическим отклонениям у молодых российских граждан, попавших под их влияние.

Анализ деятельности зарубежных неправительственных и религиозных организаций на территории России показывает, что ряд иностранных государств пытается использовать образовательный канал для создания в долгосрочной перспективе среди молодого поколения российских граждан группы лиц, устойчиво ориентированных на западные ценности.

Представители таких иностранных сектантских общин, как “Свидетели Иеговы”, “Церковь Объединения”, “Церковь Саентологии” (“Гуманитарный центр Хаббарда”), “Истинно Православная Церковь”, “Церковь Христа” (“Бостонское движение”), “Аум Синрике”, “Церковь Иисуса Христа святых последних дней” (мормоны), “Новоапостольская церковь”, группировки “сатанистов” и другие (всего около 700), используя религиозное прикрытие, образовательные и культурные инициативы, формируют разветвленные управляемые структуры, с помощью которых собирают социально-политическую, экономическую, военную и другую информацию о происходящем в России, разжигают сепаратистские настроения. Иностранцы изыскивают всяческие возможности для укрепления своих позиций в органах государственной власти России и субъектов Российской Федерации. В ряде общин, находящихся под их влиянием, насаждается религиозный фанатизм и экстремизм, культивируется ассоциальность, отрицание конституционных обязанностей, напоется ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью членов этих общин, в первую очередь детей и молодежи.

Миссионерские организации целенаправленно работают над решением задач по созданию в России условий и отработке механизма практической реализации идеи замены “социально-психологического кода” населения страны, что автоматически приведет к “стиранию” в памяти людей всей более чем тысячелетней истории российской государственности, пересмотру таких понятий, как самоидентификация нации, Родина, патриотизм, культурное наследие.

В пропагандистской деятельности зарубежные неорелигиозные структуры используют различные ухищрения и нередко выступают от имени традиционных церквей. Так, осенью 1999 года в вузах г.Орла российскими гражданами и иностранцами, специально прибывшими из Москвы, рекламировалась литература религиозною содержания (“Новый завет” с комментариями, выпущенный издательством “Живой поток” в г.Анахайм, США). Желающим получить, бесплатный экземпляр “Нового завета” предлагалось заполнить почтовую открытку, указав свои установочные данные, название учебного заведения, а также сделав отметку о желании совместно изучать Библию). Заявки рекомендовалось оформлять индивидуально и не заполнять бланки за других лиц.

Установлено, что абонентские ящики в Москве принадлежат т.н. “Универсальному распространительному дому”, известному также как “Коллектор библейских книг”, руководителем которого является гражданин США. При данной организации функционирует так называемый “Центр изучения”, работающий в сотрудничестве с “Фондом помощи России” (руководитель гражданин США Эдвард Маккибин). Все указанные структуры финансируются из США и Германии. Под прикрытием распространения гуманитарного христианского образования наставники религиозных организаций практикуют жесткую психологическую обработку своих адептов, делая из них послушных рабов и наносят значительный вред психическому и физическому здоровью людей, особенно детей и молодежи. В связи с многочисленными обращениями в государственные инстанции родственников молодых сектантов, попавших под влияние неорелигиозных структур, эти структуры постоянно меняют названия. При этом принципы и приемы жесткой обработки своих последователей неизменно остаются прежними.

Поступают данные об активных попытках сторонников т.н. “чистого ислама” - ваххабитов - усилить влияние в молодежной среде в районах компактного проживания мусульман на территории России.

Так, установлены факты вовлечения ваххабитами в религиозную деятельность учащихся образовательных учреждений, воскресных школ при мечетях с целью разжигания религиозного фанатизма у детей школьного возраста и формирования групп молодежи для отправки на обучение в зарубежные исламские центры.

Анализ изложенного свидетельствует о том, что ряд действующих на территории страны нетрадиционных религиозных объединений наращивает целенаправленное разлагающее воздействие на определенные группы российского общества, в первую очередь детей и молодежь.

Название файла 1Письмо заместителя Министра образования России Е.Е.Чепурных №549/28-16 от 12 июля 2000 г. по всем органам управления образованием субъектов Российской ФедерацииФайлы 1 pismo_zam_min_obr_o_dejatelnosti_relig_obed.docx
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 декабря 1996 г. N 918-II ГД

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 декабря 1996 г. N 918-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России"

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

  1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России".
  2. Опубликовать указанное Обращение и настоящее Постановление в "Российской газете".
  3. Предложить Президенту Российской Федерации совместно с представителями традиционных конфессий до 1 июня 1997 года разработать проект концепции религиозной безопасности российского общества и представить его на рассмотрение Государственной Думы.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации 
Г.Н.Селезнев

Москва
15 декабря 1996 г.
N 918-II ГД

Обращение Государственной Думы Федерального Собрания РФ
15 декабря 1996 г.
"К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России"

Уважаемый Борис Николаевич!

 

В разных регионах России депутатам Государственной Думы часто приходится отвечать на вопросы избирателей: почему у нас развелось много миссионеров из-за рубежа и их российских последователей? Находится ли данная ситуация под контролем Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации? Существует ли продуманная политика государства в области религиозных отношений?

В Российской Федерации в настоящее время действует большое количество новых религиозных организаций, в том числе деструктивных и жестко руководимых из-за рубежа. Только крупных насчитывается более полусотни, мелких же, к примеру корейского происхождения, в Москве около восьмидесяти.

Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб. Особенно преуспела в этом американская "Сайентологическая церковь". Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Обнинска, на предприятиях военно-промышленного комплекса в различных регионах России.

Людей, принадлежащих к одной из мировых религии объединяет общее понимание нравственных ценностей и принципов, а адептов новых деструктивных религиозных организации - более всего авторитет "учителя". Отсюда некоторая организационная рыхлость мировых религии и противостоящая им железная, всепронизывающая организованность деструктивных религиозных организации, их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все его свободные связи с миром. Эксперты Министерства внутренних дел Российской Федерации определяют это как тоталитарность - культивирование слепого подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов.

В Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского находились на судебно-психиатрической экспертизе несколько лиц, совершивших общественно опасные деяния, связанные с идеями, содержащимися в учениях деструктивных организаций. Среди этих лиц последовательница "свидетелей Иеговы", совершившая попытку убить своего малолетнего ребенка. Всего за четыре года после регистрации в России "Общество свидетелей Иеговы" покрыло сетью своих центров всю страну, организовав сотни общин в различных городах и областях. Через свой центр, построенный в курортном районе "Солнечное" под Санкт-Петербургом на территории бывшего пионерского лагеря, эти общины регулярно снабжаются журналами и другой литературой. В компьютерную базу данных этого центра приходит, а затем передается в город Бруклин (США) полная информация обо всех адептах "Общества свидетелей Иеговы" в нашей стране и о гражданах, проживающих на территории сферы влияния "Общества".

Многие деструктивные религиозные организации, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба адептам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы, заговоров против государства.

Уже в тридцати городах России действуют центры так называемой дианетики - вербовочные структуры "Сайентологической церкви", которую германские государственные органы определили как "криминальную коммерческую организацию с элементами психотеррора". Некоторые адепты "Сайентологической церкви" в Греции подозреваются в шпионаже.

В нескольких тысячах российских школ ведется преподавание по учебнику "Мой мир и я", подготовленному "Международным фондом образования", принадлежащим к корейской "Церкви объединения Муна". Это является вопиющим нарушением конституционного принципа светскости нашего государства.

Для решения вопросов, связанных с обеспечением религиозной безопасности, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает необходимым:

  1. Выделить в Российской Федерации по примеру большинства государств Европы традиционные культурообразующие религии, являющиеся религиями большинства верующего населения.
  2. Создать при Правительстве Российской Федерации на основе традиционных вероисповеданий полномочную межконфессиональную экспертную комиссию для официальной оценки воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России религиозных организаций, вероисповеданий, учебных религиозных и религиоведческих программ.
  3. Обеспечить профилактику вовлечения населения в деструктивные религиозные организации путем законодательного ограничения или запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан предусмотреть по примеру ряда государств процедуру информирования граждан при бракосочетании о деятельности деструктивных религиозных организаций; ввести в программы обучения в общеобразовательных учреждениях факультативные курсы лекций о деятельности некоторых религиозных организаций и профилактике их воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России.
  4. Разработать проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающего уголовную ответственность за участие в запрещенных деструктивных религиозных организациях.
  5. В целях проверки законности деятельности некоторых религиозных организаций на предмет их воздействия на здоровье человека принять постановление Правительства Российской Федерации о порядке проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций.
  6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации подготовить и принять постановление Правительства Российской Федерации об организации специализированной службы помощи пострадавшим от некоторых религиозных организаций. Обеспечить, в том числе через средства массовой информации, широкое информирование населения о существовании такой службы. Предусмотреть методологическое и материальное обеспечение этой службы, которая по типу наркологической службы должна осуществлять свою деятельность на условиях доступности и вне ведомственных учреждений.
  7. По согласованию с руководством Русской Православной Церкви и во взаимодействии с Министерством здравоохранения Российской Федерации организовать в некоторых православных храмах пункты медико-психологической помощи пострадавшим от деструктивных религиозных организаций.
  8. При регистрации религиозных организаций предусмотреть экспертизу состояния психического здоровья лиц, осуществляющих непосредственное руководство этими организациями на территории Российской Федерации.
  9. Рекомендовать Совету Безопасности Российской Федерации создать специальную комиссию для проверки деятельности и финансирования деструктивных религиозных организаций в России.
  10. Распространить в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о деятельности деструктивных религиозных организаций, подготовленную Министерством внутренних дел Российской Федерации.
  11. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской федерации создать в правоохранительных и координационных целях специальное структурное подразделение, которое займется проблемами криминогенности деструктивных религиозных организаций, в том числе проблемами профилактики правонарушений.

Государственная Дума полагает, уважаемый Борис Николаевич, что законодательство Российской Федерации о религиозной деятельности на территории России еще недостаточно разработано и в Вашей власти поручить Совету Безопасности Российской Федерации, отвечающему за национальную безопасность нашего государства, совместно с представителями традиционных конфессий разработать проект концепции религиозной безопасности российского общества.

Государственная Дума предлагает считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной.


Москва
15 декабря 1996 г.

Название файла 1Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 декабря 1996 г. N 918-II ГДФайлы 1 postanovlenie_gd_rf_o_posledstv_vozdeistvija_.docx
Мифы и суеверия вокруг православия

Теплова Е.Ф.

Огромные многочасовые очереди к поясу Пресвятой Богородицы продемонстрировали особое внутреннее состояние современного российского общества. Добровольно, на морозе, по 10-15 часов, шли люди к великой святыне христианского мира, хотя и не все они были движимы глубоким религиозным чувством. Но факт остаётся фактом, множество наших соотечественников, не смотря на все сложности и неудобства, предпочли прийти и поклониться святыне. Конечно, в каждом из них теплилась, хоть крошечная, надежда на чудо, а, значит, и вера.

Сегодня много говорится о том, что духовная жизнь нашего Отечества постепенно возрождается. Всё больше людей посещают храмы, соблюдают посты, во многих церквях можно увидеть очереди на исповедь, явно увеличилось число причащающихся.

Большинство взрослых прихожан – люди не воспитанные в православной традиции. По внутренним или внешним причинам обратившись к вере, они находятся ещё в начале пути, и у каждого он уникален. Часто человек, делающий первые шаги в этом направлении, сталкивается с приметами, суевериями и мифами, которые преграждают ему путь к вере, а часто даже подменяют её.

Эту особенность русского православия отмечал ещё священник Павел Флоренский, говоря, что «Русская вера сложилась из взаимодействия трёх сил: греческой веры, принесённой нам монахами и священниками из Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру и русского народного характера…» (Павел Флоренский. Вопросы религиозного самопознания. М.2004, стр. 150).

Не имея чёткого представления о вере и не понимая сущности православия, современный человек становится жертвой суеверий, которые, на самом деле, не приближают человека к Богу, а, наоборот, увлекают его в мир мифов и сомнительных обрядов.

Проблемы здоровья или личного характера часто заставляют прибегать ко всем возможным способам их решения. Непонимание природы этих явлений заставляет людей искать помощь у магов, колдунов, целителей. Рекламные объявления, где ворожеи сфотографированы на фоне икон и со свечами, создают впечатление о привлечении особых сил и знаний, что конечно не только не соответствует христианству, а, вообще, противоречат ему. Так же как и расстановка мебели по фен-шуй, и определение жизни по гороскопам. При этом всё-таки предпочитают освятить квартиру или машину: «На всякий случай».

Старательно создаётся впечатление, что существует чёрная и белая магия, злая и добрая. В церквях освещают воду, и колдун заряжает воду, есть ли разница? Для верующих, конечно, есть. Ведь в церквях вода освещается самим Духом Святым, а то, какие силы может привлечь колдун, можно догадаться.  

Сложились даже особые суеверия, связанные со Святой водой. Например, в очереди за Крещенской водой можно услышать, что одна вода (например, сегодняшняя) для здоровья, а завтрашняя – для ума. Особое отмечаются места, где вода «сильнее», это касается и источников. В одни погружаются, надеясь исцелиться от болезней крови, а в другие от болезней ног и т.д.

Простой и очевидный, на первый взгляд, путь обращения к подобной практике не приведёт к желаемым результатам, а от сюда мысли о несправедливости Бога, его жестокости, нежелании помочь человеку… Особенно печально, что мифы и суеверия люди часто слышат от тех, кто называется себя православными, кто полагает, что знает, как идти к Богу, и берёт на себя смелость учить других. Человек, нетвёрдый в вере, легко поддаётся таким идеям, и быстро попадает в зависимость от своих впечатлений.

Одно из очень распространённых суеверий связано с церковными свечами. Сколько раз можно видеть почти плачущих женщин от того, что они уронили свечу или из-за того, что она не разгорелась и погасла. В этом просто объясняемом событии видят чуть ли не дурное предзнаменование надвивающейся беды. Бытуют приметы, что свечи нельзя зажигать и передавать левой рукой. Говорят, что нельзя использовать спички и зажигать свечу от другой свечи, иначе беды и болезни того, кто её поставил, перейдут к вам, нельзя переставлять свечи.  И даже такое, что ставя свечу на канун, её нельзя подпаливать снизу – это поджигает ноги покойнику!?

В христианстве свеча имеет несколько духовных значений. Её следует покупать в том храме, где её собираются поставить – это знак добровольной жертвы Богу и храму. Свеча – символ человеческой души и любви к Богу. Не случайно жизнь святых сравнивают с горением свечи. Важна не цена свечи, а сердечное усилие, молитвенное обращение, с которым эта свеча зажигается.

Странно думать, что растолкав всех, громко разговаривая, протиснувшись к нужному подсвечнику, человек поступает правильно. И уж точно размер свечи тут не сыграет главной роли.

В христианстве человек начинает свой путь с крещения, но и здесь он может столкнуться с суевериями, например, что нельзя брать при крещении имя мученика – всю жизнь будет мучиться. Это суеверие сродни тому, что родившиеся и женившиеся в мае всю жизнь будут маяться. Трудно представить, что среди таких смельчаков нет счастливых людей.  Ещё более дикой выглядит идея, что после крещения надо креститься ещё один раз, получить второе имя, сделать его тайным, и тогда никто не сможет навести порчу. Подобные мысли могут возникнуть только при непонимании смысла обряда крещения. Корни подобных суеверий уходят в языческие времена, когда из-за боязни колдунов и порчи за истинное имя выдавали другое или придумывали прозвище.

Крещение - это духовное рождение. Троекратное погружение в воду – призыв Святой Троицы, посвящение человека Богу.

Часто суеверия связанные с религией перемещаются в бытовую сферу. Например, что во время ссоры святую воду надо убирать в шкаф, иначе она впитает отрицательную энергию. Тут лучше вспомнить старую сказку о старике и старухе, которые сумели преодолеть семейные споры, набирая в рот волшебной воды. Чудодейственную силу придают свечам, принесённым домой после соборования или привезённым из святых мест, иконам, поставленным в доме. Полагают, что в этом случае они сыграют роль оберега, автоматически помогу решить домашние и семейные проблемы. Например, икона Богородицы над входной дверью предотвратит приход нежелательных гостей, а икона святого Иоанна Воина защитит от воров. Причём главное здесь отводиться  не молитве перед иконой, а самому факту её присутствия в доме.

Увлечение магизмом приводит к тому, что религиозное действие теряет свой сакральный смысл и становится чисто психологическим или утилитарным понятием без глубокой духовной оставляющей. Так появляются идеи, что таинство соборования без покаяния освобождает от грехов или, что собороваться можно только перед смертью. Считается, что от грехов человек так же освобождается после подъёма на гору Синай в Египте.

Есть совершено медицинские суеверия, что Святое Причастие «помогает» при низком гемоглобине, а изображение головы Иоанна Предтечи исцеляет головную боль. Формируется целый реестр святых, кто и за что отвечает в плане здоровья, работы, устройства семейной жизни. Так, например, в поисках жениха, отправляются в Барии к мощам Николая Чудотворца. Главное – приехать, приложиться к мощам и потрогать определённую колонну. Внешние действия заменяют внутренние усилия, а живая вера подменяется магией колонн.

Множество суеверий бытует вокруг священников  и таинств. Например, если во время исповеди  услышишь о чужом грехе, то  этот грех перейдёт на тебя. Надо смотреть, кладёт ли священник руку поверх епитрахили на голову кающемуся или нет. Так можно узнать прощаются ли грехи…

Даже нательный крест  становится объектом мистических размышлений. Потемневший крест – к беде. Если в основании креста изображён череп, то крестящийся, которому наденут такой крест, будет несчастен.

Прихожане передают друг другу правила, что пред причастием нельзя чистить зубы, использовать гигиеническую помаду, крем для лица, умываться, полоскать рот. Нельзя мыться и стирать в праздник и после причастия. После причастия нельзя целовать близких, кашлять, чихать – во всём этом видят потерю Благодати. Создаётся впечатление, что Божественную Благодать, полученную человеком  в таинстве, можно удержать физически, что её сила настолько слаба, что при малейшем стечении обстоятельств она покидает человека. Причём вся эта информация идёт не от священников, которые иногда допускают к причастию человека, даже если он накануне ел мясо, или по медицинским показаниям принял таблетку с утра перед причастием. У каждого своя дорога и свои условия, которые определить может только священник.

Из суеверий возникают чудовищные мифы. Так, например, одна женщина рассказывала, что в Петербурге каждый на причастие к Чаще подходит со своим пластиковым стаканчиком, куда получает Святые Дары…Следующий шаг это уже: «Почитайте в интернете – все одну ложечку облизывают, а кагор можно выпить и дома, это тоже самое…» И ещё из этой серии: самое верное гадание – это гадание на Библии.

Обмирщение современной жизни, не знание сути и смысла веры, использование сомнительной информации – всё это способствует распространению предрассудков и суеверий. Сознанию человека присуща тяга к таинственному, необычному. Суевериям особенно подвержены люди тревожные, неуверенные, неукреплённые духом. Человеку, чтобы быть христианином не формально, а по сути, необходимы твёрдые знания о вере, а их можно почерпнуть в книгах или в Воскресных школах для взрослых. Все это, конечно, требует времени и усилий. А сегодня того и другого у нас так мало.

Люди, принимающие паломников из России, отмечают такую особенность российских паломников: желание обязательно приложиться к каждой святыни, да ещё и по несколько раз. Обидой и отчаянием может закончиться закрытие стеклом святых мощей или временное прекращение доступа к чудотворной иконе. Как не вспомнить о посещении пожилым монахом мощей святого. Когда молодой послушник решил услужливо поднять стекло, монах остановил его словами: «Святыню за стеклом не скроешь». Вряд ли большей благодати удостоится тот, кто прорвётся к святыне  в первых рядах, оттолкнув других –  и странно думать, что тем, кто подойдёт позже, достанется меньше.

Особое место занимает сегодня геронтомания – поиск старцев. Передаются сведения об особо «сильных» батюшках-чудотворцах, чьи молитвы скорее доходят до Бога и дают желаемый результат. Рассказывают о сотворённых чудесах и особом предвидении. Если духовник не благословляет поездку к старцу, то на него даже обижаются и стараются получить благословление у другого священника или, вообще, обойтись без благословления. И всё равно едут. Надеются, что он даст совет: покупать квартиру или нет, ложиться ли на операцию, взять ли кредит и т.д. На самом деле, таким образом люди пытаются переложить ответственность за решения на священника. Такого же свойства новая традиция закладывание записочек за иконы или в стены. Подобная практика широко распространена в европейских странах, правда традиция оставлять за окладом иконы деньги в России пока не прижилась. А вот записки, адресованные святым, встречаются достаточно часто. Путешествуя по Святой Земле, многие из российских паломников стремятся положить записку в щели Стены плача, ради этого некоторые даже соглашаются одеть кипу. Таково правило подхода мужчин к Стене.

Разделение на «сильных» и «несильных» батюшек, «сильные» и «несильные» иконы, «намоленные» и «ненамоленные» храмы вообще очень часто встречается. Например, среди не очень воцерковлённых считается, что креститься и венчаться лучше в храмах старых, которые никогда не закрывались. По-видимому, благодати в новых храмах меньше, но как она же измеряется? Есть и другие примеры.

Сын молодой женщины упал с моста. Ситуация была угрожающей. Одна из её приятельниц обратилась за советом и молитвенной помощью к знакомому священнику. Ребёнок выздоровел. Батюшка, узнав о такой Божией милости, напомнил, что матери необходимо исповедаться и причаститься. Через несколько месяцев знакомая поинтересовалась у матери, выполнила ли она это. Ответ, по меньшей мере, может удивить: «Ещё нет, но мне дали телефон священника из Подмосковья, ему надо позвонить и договориться о встрече. Ехать к нему далеко, да ещё и служит он не каждый день». И это в Москве, где сорок сороков…

А ведь суть веры христианской – доверие к Богу.

Множество суеверий связано с погребением. Здесь часто причудливо переплетаются местные обычаи и языческие традиции: «А вот у нас делают вот так, а у вас неправильно. Покойнику от ваших действий плохо будет», – подобное часто можно услышать на похоронах. Иногда доходит даже до курьёзов, например, что курильщику необходимо на могилу принести сигареты. Так и лежат они рядом с зажженной свечёй.

Живая вера в Бога подразумевает прямое, сердечное взаимодействия человека и Творца. Путь веры – путь сложный, особенно в начале, и требует он усилий, прежде всего, над собой. Человеку необходимо пересмотреть, а, главное, изменить свою жизнь, что очень не просто. Меняются ценности и устремления, принятые в светском обществе, современному человеку приходится балансировать между светской и церковной жизнью. В дни религиозных праздников ходить на работу, а не в церковь, в воскресенье ехать за город, а не присутствовать на литургии; в пост посещать театральные представления и присутствовать на праздничных застольях. От привычного трудно отказаться, но и Христос говорит: «Царство моё не от мира сего» и «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилия восхищают его». Попытка решить вопросы житейские при помощи религии приводят к перенесению методов светских на духовную жизнь и подталкивает человека к иллюзорным, мифическим действиям. Суеверия возникают там, где нет знаний, где слаба вера. Да и само слово «суеверие» образуется от словосочетания суетная вера, верить «всуе» (то есть неправильно, бесполезно, ложно).

Знания современный человек может получить из множества источников, и важно, чтобы они были достойными, серьёзными, грамотными. Для особо «продвинутых» работают православные сайты, например: www.pravoslavie.ru, www.predanie.ru, www.bogoslovy.ru, www.tvspas.ru

Если у человека возникает вопрос по православной тематике, он может, даже не выходя из дома, задать его священнику на одном из сайтов:

http://www.taday.ru/vopros/

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_cat&cat_id=

http://www.pravmir.ru/vopros-otvet/novyj-vopros/

Суеверия, магия, вера в приметы – всё это грехи, которые необходимо исповедовать. Это грех против первой Заповеди: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». В этом нужно каяться, и просить помощи у Бога противостоять им.

Женщина, работающая в московской церкви, в ответ на слова прихожанки, что погасшая свеча это дурная примета, просто ответила: «Мы в приметы не верим, потому что верим в Бога».

Название файла 1Мифы и суеверия вокруг православияФайлы 1 religioznye_sueverija.doc
Мы в соцсетях