Сегодня, 8 октября (25 сентября ст. ст.), в московской земле – да и не только в московской, а во всей Православной Руси – большое торжество. Его центр – знаменитая Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде (в советское время – Загорск), недалеко от Первопрестольной. Многочисленные паломники уже накануне собрались здесь на ежегодное празднование памяти её великого основателя, преподобного[1] Сергия Радонежского, реформатора монашеской жизни Древней Руси.
Великий подвижник Русской земли родился около 1314 года в семье знатных ростовских бояр, Кирилла и Марии. Потеряв своё поместье, они вынуждены были около 1330 года обосноваться в подмосковном Радонеже. После их смерти Варфоломей (мирское имя Сергия), с юности мечтавший об уединённой жизни, стал монахом в Хотьково-Покровском монастыре, где уже иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству» (пустынножитию), Сергий основал пустынь на берегу реки Кочуры и здесь, посреди глухого Радонежского бора, построил в 1335 году маленькую деревянную церковь – первый на Руси храм во имя Святой Троицы. Так был заложен фундамент центра духовной жизни нашей страны.
Святой Сергий как игумен
Авторитет Сергия признавали все, и сам глава Русской Церкви знаменитый святой митрополит Алексий (1354–1378) даже предлагал ему стать его преемником. Скромный монах ответил решительным отказом: «Влады́ко святы́й, а́ще не хо́щеши отгна́ти мою нищету от слышания святыни твоея́, прочее не приложи́ о сем глаго́лати к моей худости». Преподобный хорошо сознавал свое место и роль в жизни Церкви. В основном он вел полуотшельнический образ жизни – молитва, пост, физический труд. Ведь даже игуменом (букв. предводителем) он стал против своей воли, уступая желанию монашеской братии, селившейся вокруг его кельи.
Святой Сергий управлял не приказами, не посредством жестокой дисциплины, а любовью, личным примером и уговорами. Он никогда не позволял себе стыдить, осуждать или отчитывать насельника своего монастыря публично, при других. Он заботился о сохранении личного достоинства человека, понимая, что унижение и вынужденное послушание ни к чему доброму не ведёт, – чаще всего оно бывает притворным, а в душе человека рождается затаённая злоба. Поэтому, если он был недоволен тем или другим из своих иноков, то ночью, обходя монастырь, стучался к нему в дверь. И на вопрос, зачем это игумен к нему явился, кротко отвечал: «Ты сам знаешь – почему». И с этими словами уходил.
Святой Сергий – «государственный муж»
Мудрый пастырь, которому пришлось стать и «государственным мужем», собирал воедино раздробленные русские земли. Зримым и непререкаемым для христианина символом необходимости единения, служил монастырский храм во имя Святой Троицы. Согласно христианскому учению, Лица Святой Троицы едины на глубочайшем сущностном уровне, сохраняя в то же время Свои индивидуальные свойства и Ипостасное (Личностное) равенство, не подавляя друг друга. К такому единству во множественности следует стремиться и людям.
Святой Сергий успел убедить почти всех горделивых и недальновидных князей признать главенство великого князя московского Дмитрия Ивановича. Он даже предпринимал путешествие в Рязань и Нижний Новгород, чтобы уговорить тамошних князей признать старшинство московского князя. Но в этом случае – безуспешно. Святой чувствовал время, и 1380 год подтвердил его дело. Перед решающей для судеб России Куликовской битвой Дмитрий Донской получил от него благословение. Сергий предрёк князю победу и спасение на поле брани и отпустил в поход двух иноков-богатырей Пересвета и Ослябю. (Правда, в его житии об этом красивом легендарном эпизоде не упоминается.)
Святой Сергий скончался в 1392 году, а уже в 1452 был причислен к лику святых. Составителем его первого жития был Епифаний Премудрый. Прошло шесть веков, и сейчас нам вновь нужен подобный человек, умный и авторитетный, умеющий примирять непримиримых и соединять несоединимое.
Автор: Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия
Лит.: Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Лавра. Сергиев Посад, 1892; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 140–153.
Примечание
[1] Преподобный – это общее название многочисленного разряда святых. Их подвиг заключается в монашеском подвижничестве.
***
О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано очень много книг. Но сегодня хотелось бы обратиться к житию Преподобного, рассказанному художниками.
Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись и художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого.
Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Среди его картин немало работ на церковную тематику. Но совершенно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Это признавал и сам Михаил Николаевич. Его величайший шедевр — «Видение отроку Варфоломею».
Эта картина — не просто веха в творчестве великого русского художника, это веха его жизненного пути. Михаил Николаевич однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».
Картина рассказывает о чуде, когда по молитве старца отроку Варфоломею открылась книжная мудрость, и он стал читать. Тяжело было юному сердцу переносить строгие укоры учителя и насмешки сверстников, видевших, что Варфоломею не дается книжная премудрость. Но гораздо сильнее отрока печалило то, что он не может сам читать Слово Господне. И вот, после встречи со святым старцем, он получил исполнение того, о чем горячо молился.
Вглядимся еще раз в фигуру смиренного отрока — молитвенная поза, благоговение перед старцем-схимником, кротость и упование на Бога. Таким Преподобный оставался всю свою жизнь.
Тот же исполненный смирения отрок предстает перед нами и на других работах М.Н. Нестерова: «Юность преподобного Сергия», «Святой Сергий Радонежский» и «Труды преподобного Сергия».
Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные — ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.
Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии. Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой. Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.
А вот Преподобный за работой вместе с братией монастыря. Он не хотел выделяться среди других и всегда сам подавал пример послушания и строгости монашеской жизни. Когда братия просили его стать игуменом, он ответил: «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!».
Наравне с другими авва Сергий выполнял монастырские работы, сам строил деревянные келии, таскал и пилил бревна, носил воду, пек хлеб и готовил пищу, шил одежду. Всегда он ходил в одной и той же одежде, в любую погоду — в зной и в холод. Он смирял свое тело, но дух его возрастал все больше и больше.
Таким представлял Сергиеву обитель Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933): деревянный храм, кельи, монастырские послушания. Может быть, один из трудящихся монахов — сам Радонежский игумен?
М.Н. Нестеров и А.М. Васнецов — имена этих русских художников известны всем. Но дело, начатое ими, продолжается и сейчас. Житие преподобного Сергия вдохновляет наших современников. Замечательная картина, рассказывающая о чуде воскрешения умершего мальчика, принадлежит кисти Натальи Климовой.
Крестьянин везет тяжело больного сына в лес к живущему там игумену Сергию, совершающему чудеса по своим молитвам к Богу. Но мальчик умирает… Картина передает сам момент чуда — воздетые в молитве руки старца, крестьянин, входящий в его келью с гробом в руках. Омраченный горем отец еще не увидел сына, его мысли о другом, но через мгновение безутешное горе сменится радостью.
Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах». «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство!» — однажды услышал во время молитвы Преподобный. После этого он увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.
Но вновь вернемся в прошлое. Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской…
«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», — слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом — воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный — Крест Христов — в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде…
Тот же сюжет у современного нам автора — священника Сергия Симакова.
Картина «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» — Преподобный благословляет князя, посылая в его войско двух монахов-богатырей Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков — монашеские ризы и твердая вера в Бога.
Жизненный путь прп. Сергия — это путь от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья ... это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим — к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.
Автор: священник Василий Куценко
Источник материала: портал azbuka.ru, портал "Православие и современность"