Успение Пресвятой Богородицы

28.08.2018
59
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы

Дорогие педагоги, родители, коллеги и наши милые дети!

Сердечно поздравляем с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Успение Пресвятой Богородицы один из двунадесятых – т.е. главных - праздников Православия, который прочно вошел в русскую культуру, историю и язык, ведь у нас даже фамилия появилась Успенский (-ая), например, писатель Эдуард Успенский  - автор крокодила Гены и дяди Федора.

Чем же так полюбился нашим предкам этот, казалось бы, совсем не радостный, а скорее, по мнению современного человека, скорбный праздник? Зачем мы радуемся тому, что человек умер? Почему на Руси столько Успенских храмов? Чем знаменит Успенский собор Московского Кремля? Об этом и многом другом мы порассуждаем с Вами в этот день.

Итак,  в чем смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы?

Вот, что предлагает нам сайт журнала «Фома» в качестве объяснения:

«Праздник установлен в память о смерти Божией Матери и отмечается в Русской Православной Церкви ежегодно в один и тот же день - 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю).

 «Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод  древнегреческого слова ἡκοίμησις (koimēsis). Оно является однокоренным с глаголом κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».

День расставания с земной жизнью Божией Матери, Ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.

Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В Ее лице, в Ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь. Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария  воссоединила все творение, весь мир – с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.

Когда Христос страдал на Кресте, он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Спасителя Церковь учит, что в лице апостола Иоанна  Богородица усыновила всех христиан.

Ее смерть, Ее успение было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа – тоже без страданий и болезней. Ее тело не видело истления. На третий день после Ее смерти апостолы обнаружили Ее гробницу и погребальные одежды пустыми. Кстати, по Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием добрым» еще больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.

Разлученная на три дня с телом, затем душа Девы Марии вновь с ним воссоединяется – уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную».

Вы спросите: «Как же рассказать об этом детям-четвероклашкам? Ведь такое описание праздника смогут осмыслить, пожалуй, старшеклассники и взрослые».

Здесь на помощь к нам придут изобразительные образы и отсылки к уже, вероятно, знакомой нашим малышам истории о Благовещении и Рождестве Спасителя, когда можно вспомнить, что архангел Гавриил уже являлся Деве Марии и сообщил Ей о рождении Сына. Теперь же он снова пришел возвестить Богородице о дне Ее кончины.

«Успение Богородицы подробно описано в Священном Писании. И вот что там об этом сказано. Прошло довольно много лет, некоторые христианские историки говорят — 10, другие — 22 года после Воскресения Христа, когда к Божьей Матери опять явился архангел Гавриил (тот самый, который принёс ей благую весть). На этот раз он был с райской ветвью в руках и сказал ей, что приближается час её смерти. Это было за три дня до её успения. Дева Мария пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, и все они, кроме Фомы, собрались ко дню её кончины.

В назначенный архангелом день Божья Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти (она знала что на небе она встретится со своим сыном). А апостолы, друзья и близкие окружали её с зажжёнными свечами в руках. Настало 3 часа дня — ожидаемый час кончины Божьей Матери. Внезапно горевшие свечи потускнели в ярких лучах света, наполнившего комнату, и апостолы увидели Иисуса Христа, которому спокойно, как бы уснув, Божья Матерь и отдала свою душу.

Вот такая радостная и спокойная кончина Святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, и стала в православной церкви тем знаменательным событием, которое получило название «Успение Богородицы». Успение (от слова «уснуть») говорит о том, что Богородица не умерла. Она вместе со своим сыном, Иисусом Христом, смотрит на нас и помогает тем, кто верит ей и любит.

* * *

Вы преданию поверьте,

Как архангел Гавриил

Богородицу о смерти

Накануне возвестил.

 

Только утро занялось —

Предсказание сбылось.

Прекратила путь земной

Мать Христа-Спасителя

Воспарила в мир иной

Из земной обители.

 

Что душа её взлетела,

То еще не чудеса.

За душой ещё и тело

Принял Бог на небеса».

Источник: УМК ped-kopilka.ru

Или же можно обратиться к наглядному изображению  - иконе праздника. Замечательные видео-иллюстрации подготовил телеканал «Союз»:

Если урок проходит с ребятами постарше в курсе ОДНКНР или «Московедение», или «Русский язык и литература», или же Вы собираетесь на экскурсию в Кремль, то можно обсудить стихотворение А. Блока «Успение», которое позволило исследователям назвать Блока «христианнейшим поэтом»:

Ее спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.

Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы.

Златит далекие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.

Их привела, как в дни былые,
Другая, поздняя звезда.
И пастухи, уже седые,
Как встарь, сгоняют с гор стада.

И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.

А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит вдаль.

Подробный разбор стихотворения, исторический контекст, подборку аудио и фотоматериалов можно посмотреть здесь.

Вернемся к храмовому строительству на Руси, оставившему нам в наследие великолепные Успенские храмы по всей России, но прежде немного истории.

Из «Повести временных лет» известно, что после Крещения Руси св. равноап. кн. Владимир задумал строительство главного кафедрального храма своей страны, получившего названия Десятинной церкви, т.к. на ее содержание князь выделил десятую часть от доходов своей казны. Храм был освящен в 996 году и получил посвящение Богородице, но не сказано какому празднику Успению, Рождества, Положению Риз. Но это положило начало строительству Богородичных храмов как государственных,  градозащитных, когда Богородица берет под свою защиту русскую землю. Интересное исследование на эту тему можно найти у академика Д.С. Лихачева «Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси».

Около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» – сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.  Кроме того, при Ярославе Мудром на Руси появляется монашество и основывается Киево-Печерская Лавра, где главным соборным храмом становится Успенский собор, воздвигнутый на средства его сына князя Святослава Ярославовича. По преданию, Сама Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новоустроенном храме. Также Святослав Ярославович строит Успенские храмы в Рязани и Муроме.

И это очень важно для понимания традиции храмовых посвящений на Руси. Позже Владимир Мономах строит Успенские храмы в Суздале, Ростове и Смоленске. Князь Андрей Боголюбский, когда задумал перенести столицу из Киева во Владимир-на-Клязьме, прежде всего, построил каменный Успенский собор как будущий кафедральный собор Руси, где позже сам и упокоился. Однако, его мечте о стольном граде Владимире не суждено было сбыться. Возвышается Москва и снова  именно Успенский собор был заложен как главный храм Московской Руси. Тогда это был скромный одноглавый храм, но с ним Москва предстала наследницей древнего Владимира. На следующий год после закладки собора Иван Калита получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей.

Успенский собор Московского Кремля на 6 веков становится главным храмом нашей Родины. Здесь хранятся святыни, венчаются на царство цари и российские императоры, упокоиваются патриархи. Подробнее об истории, святынях и легендах московского Успенского собора можно прочитать здесь, тогда Вы сами смело можете вести ребят на полноценную экскурсию в Кремль.

Если же нет возможности посетить этот объект культурного наследия, то в век высоких технологий можно предложить ребятам отправиться в виртуальное путешествие по основным Успенским соборам, показав их фото (отличная подборка тут).

В качестве задания предлагаем подумать на тему почему Успенские соборы столь схожи по своей архитектуре, вспомнить пройденный материал об устройстве православного храма или дать ребятам творческое задание такого рода: «Представьте, что к вам приехал на каникулы друг или родственник из другой страны и очень хочет познакомиться с русской культурой. В журнале или в интернете он видел фото Успенского собора и знает лишь название, но не знает, где расположен храм. Его очень впечатлила красота собора, и он хочет пойти туда на экскурсию и увидеть все своими глазами. Задание – помочь другу определить, что это за храм, где он находится, и если он не в Москве, то сделать виртуальную экскурсию-проект». При этом, если позволяет количество учеников, то можно разбить ребят на 2-3 группы и выдать им фото разных храмов, а затем на уроке сравнить работы.  

Этими рекомендациями Ваше творчество и познание окружающего мира, культуры и истории нашей Родины, конечно же, не ограничиваются, что еще раз доказывает неисчерпаемость тем православной культуры.

Надеемся, что подборка материалов по теме праздника Успения Пресвятой Богородицы будет для Вас интересной и полезной!

Источники: журнал «Фома», портал «Православие.ру», журнал «Нескучный Сад», УМК ped-kopilka.ru, телеканал «Союз».

Автор новости: Информационный отдел Общественной методической службы РПЦ Северо-Западного викариатства