Царская семья

СВЯТАЯ СЕМЬЯ

Семья Императора Николая II являет собой идеал семьи. Это редкий случай в истории Православной Церкви, когда прославлена в лике святых вся семья, состоящая из отца, матери и пятерых детей.

Они жили в очень сложное время - на изломе двух эпох. Находясь на острие всех противоречий и трагических событий в стране и в мире, они сумели сохранить свою семью необыкновенно сплоченной и счастливой.

В основе их семейного счастья было заложено целомудрие –  целостность и чистота ума, души и тела, не поврежденных страстями, мудрое и ответственное отношение к жизни, когда вершиной всего является Бог. Муж, глава семьи, находится в послушании Богу, исполняя Его заповеди. Жена, его помощница, слушается мужа. Дети, видя послушание родителей, почитают их, и благодать Божия осеняет всех.

В Царской семье главой всегда был супруг. Он нередко советовался с женой, но окончательное решение всегда принимал сам.

Это была очень праведная семья, воплотившая в себе все христианские добродетели – любовь, доброту, смирение, кротость, сердечность, милосердие, благотворительность, честность, трудолюбие, верность Богу и Отечеству даже до смерти. Царственные мученики исполнили все, чему учит Христос, и стали для нас высочайшим образцом на пути спасения.

Семья являлась домашняя Церковью: вера в Бога определяла отношения между всеми членами семьи, любовь становилась превыше всего земного. В течение всей жизни супруги оберегали свою любовь, возделывали ее.

«Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения...». А.Ф.

«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье - когда все честно выполняют свои обязанности». А.Ф.

«Дом - это место тепла и нежности, где царит бережное отношение друг к другу, как к святыне», - писала Александра Федоровна, убежденная в том, что только грех отделяет нас друг от друга.

После свадьбы Александра Федоровна оставила в дневнике супруга запись: «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье, такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе».

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна отмечали не только годовщину венчания, но и дату помолвки - 8 апреля. Этот день супруги всегда проводили вместе. Лишь однажды 8 апреля они провели в разлуке, им было тогда уже за сорок.

Император писал: «Я конечно, как всегда, не успел сказать тебе и половины того, что собирался, потому что при свидании с тобой после долгой разлуки я становлюсь как-то глупо застенчив и только сижу и смотрю на тебя, что само уже по себе большая для меня радость». Современники с легкой завистью говорили: «Их медовый месяц длился 23 года».

«Секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки нежного внимания и любви». А.Ф.

«Пусть одно только слово, но с любовью скажи и молитву Господу прошепчи». А.Ф.

Западную прессу поражала простота и размеренность жизни русской Царской семьи, которая соединяла в себе принципы строгого английского воспитания и простые радости обычных людей. Более идеальной семейной обстановки, нежели та, которая была в Царской семье, представить себе трудно.

«На почве общего разложения семейных нравов, как русского, так и западноевропейского обществ, семья русского самодержца представляла столь же редкое, сколь и сияющее исключение», - так вспоминал о семье Николая II начальник канцелярии Императорского двора A.A. Мосолов. Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу.

Царская семья беззаветно любила Россию. «Будучи глубоко верующими христианами, они были русскими и православными в особенности. Из этого мировоззрения главным образом и вытекала …покорность судьбе и стремление полагаться во всем на волю Бога… Они всем сердцем и всей душой любили свой народ, притом с той силой и благородством, которые даются в удел лишь немногим, только избранным аристократам по духу и крови: такими они и были в действительности...». Флигель-адъютант Царя А. Мордвинов.

Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей аристократии того времени. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей. Вся семья жила в традициях православного благочестия. Царская чета не только посещала храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, но и совершала паломничества, как это было в 1903 г. во время прославления прп. Серафима Саровского.

«Как счастлив дом, где все - дети и родители - верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения». А.Ф.

«Царская семья очень любила храмовое богослужение - каждую субботу вечером Всенощное бдение, каждое воскресенье Литургия, не пропускали двунадесятые праздники, первую и последнюю седмицу Великого поста. На все богослужения ходили с семьёй. С младенчества детей приносили, потом приводили в храм. И когда они могли уже самостоятельно стоять, выстаивали все службы. Службы были тогда в придворных церквях небольшие: Литургия длилась час, Всенощная - час, час десять. Но при этом служба была стройная, красивая. Она укладывалась в небольшое время, что связано с особенностями царского служения, когда каждая минута на счету». К.Г. Капков.

«Брак был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле». А.Ф.

«Наша любовь и наша жизнь - это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности - ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», - писала мужу А.Ф. Их браку было 13 лет.

     В письмах и дневниках членов Императорской семьи мы видим глубокое переживание той трагедии страны, которая разворачивалась на их глазах. Но эта трагедия не лишает Царственных мучеников силы духа, веры и надежды на помощь Божию. Страдания страны и народа не могут быть бессмысленными - в это они твердо верят: «Когда все это кончится? Когда Богу угодно. Потерпи, родная страна, и получишь венец славы, награду за все страдания... Весна придет и порадует, и высушит слезы и кровь, пролитые струями над бедной Родиной...» А.Ф.

Но «Общество тяготилось Царем, как тяготилось Святой Русью». И. Камшилин.

Самым верным и преданным человеком в жизни Государя была Александра Федоровна. Она с первых шагов своей жизни в России поняла, как тяжело здесь ее мужу, как много проблем, и как мало желающих взять их решения на себя. Трагедия русского Царя заключалась еще и в том, что он оказался очень одиноким. Те же люди, которые кричали Царю своё благословение, свои восторги, абсолютно равнодушно отнеслись к тому, что он был заключен в темницу и расстрелян, - тот, который так любил Россию и был предан ей до конца.

Из письма Александры Федоровны, написанного в заключении в Тобольске: «Одна за другой уходят все суетные вещи, семьи и состояния рушатся, друзья исчезают. Нужно жить сегодняшним днем. Но Бог во всем, и природа никогда не изменится. Я могу все еще видеть церкви и холмы, любимый мир... Меня возят в кресле через улицу в церковь, невыносимо болят ноги... некоторые кланяются и благословляют нас, а другие не решаются. Я чувствую себя старой, о, какой старой, но я все еще мать этой страны, и я испытываю ее страдания, как страдания собственных детей, и я люблю ее, несмотря на все ее грехи и ужасы. Никто не может вырвать дитя из материнского сердца, и ничто не может отнять у нас Родину, хотя русская черная неблагодарность к императору разбивает мне сердце. И это родная страна. Господи, смилуйся и спаси Россию!»

 

Последний русский Государь, родившийся в день св. Иова Многострадального, на протяжении всей жизни предвидел свою мученическую кончину. И у него были возможности её избежать либо применив жесточайшие репрессии к будущим разрушителям России – революционерам и либералам, либо вовсе оставив страну в момент смуты. Но ни то, ни другое он не сделал. Николай II поступил по образу первых русских страстотерпцев – князей Бориса и Глеба, принеся своё земное царствование в жертву в надежде на то, что эта жертва спасёт страну от братоубийственной войны.

«Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь; истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет». Митр. Филарет, 1825.

Подвиг Царственных страстотерпцев потрясает своим величием и той силой духа, с которой они пошли на великие страдания за Христа, Его святую Церковь и Россию. В исторических исследованиях, посвященных расстрелу Царской семьи, поражает безмерность совершенного злодеяния и глубина смирения перед лицом страшных испытаний всех членов этой удивительной семьи.

В Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 90-летием убиения Царя и его семьи говорилось: «Степень христианского отношения человека к миру и к себе самому измеряется тем, в какой мере мы готовы принять страдания, встречающиеся на нашем жизненном пути. Мы призваны видеть в этих испытаниях не простую случайность, а скорбный и в то же время радостный путь подражания Христу, которым Господь ведет нас ко спасению. Потому мы вновь и вновь мысленно обращаемся к воспоминаемому ныне трагическому событию российской истории, дабы духовно осмыслить прошлое и настоящее нашего народа».

В 1981 г. Царская семья была прославлена Русской Православной Церковью заграницей в лике мучеников. В 2000 г. они были причислены к лику святых страстотерпцев Русской Православной Церковью Московского патриархата. Святость Царской семьи определил народ, получающий помощь от Царственных мучеников.

В заключении комиссии по канонизации говорится: «В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX в. Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

И жизнь, и страдания, и смерть Царской семьи чрезвычайно светлы, ничто не могло вселить ненависть в их души. Больше всего они боялись, что их разъединят, но Господь собрал их перед смертью, и они вместе, как жили, так вместе и вошли в Царствие Небесное.

 

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

Мы в соцсетях