За что прославили во святых императора Николая II и его семью?

За что прославили во святых императора Николая II и его семью?

Как православная страна позволила себе расправу над собственным государем?

Спустя столетие, стало очевидно, что никакой вождь не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России. Причиной революции было в первую очередь состояние всего народа и в том числе состояние Церкви — имеется в виду человеческая ее сторона. Вера в России — глубокая и крепкая еще несколько сто- летий назад, являющаяся основным стержнем и духовной силой русского народа, на тот момент стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий Брянчанинов и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они пред- видели, что это приведет к катастрофе. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе про- исходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей.

Подвиг мученичества

Бессмысленно обвинять исключительно Николая II во всех свалившихся на страну бедах. Ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен—путь страдания.Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция под- вела его к мученичеству.

По сути, только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому тогда подверглась Россия. И во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее соотечественникам величие и значение их подвига, идя на который, они сознательно решили смиренно положить души свои ради спасения своего народа. •

За что прославили во святых императора Николая II и его семью?

Один из последних групповых снимков: Николай II с детьми —Алексеем, Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Тобольск, 1917

Цесаревич Алексей во время военного парада. Царское Село, 1910-е

В 2000 г. семья Николая II прославлена в чине страстотерпцев. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Бо- рис и Глеб (+1015), Игорь Черниговский (+1147), Андрей Боголюбский (+1174), Михаил Тверской (+1319), царевич Димитрий (+1591). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности, терпения, принявшие мученическую и смиренную кончину.

«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи» — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими

в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины». Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты большевиками. Далеко не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств была совершена с политической целью или в борьбе за власть. Из Романовых прославлен в лике святых только Николай II вместе со своей семьей — за 300 лет правления династии это единственный случай. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью.

О царской семье написано много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи: дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована многими, кто их знал лично. 

Сестры милосердия Царица Александра Федоровна с дочерьми в военном госпитале во время Первой мировой войны

еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Отметим и то, что Царскую семью начали почитать в лике святых практически сразу после их кончины и продолжалось это в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти на- строения в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись со- общения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями. В 1981 году Архиерейский Со- бор Русской Зарубежной Церкви причислил Романовых к лику мучеников. Многочисленные случаи помощи по молитвам Царской Семьи совершаются и в наше время. Каждый христианин может ощутить действенность их молитв на себе.

А как же «Кровавое воскресение»?

Вину за события 9 января 1905 года нельзя возлагать на Императора. Кровь 1905 года целиком и полностью лежит на тех, кто сделал рабочих орудием для решения своих политических, антигосударственных задач. При этом важно отметить, что деньги «пятая колонна» получала в том числе из- за рубежа, там же закупалось оружие, там же прятались лидеры террористов. Например, священник Георгий Гапон сбежал в Европу и участвовал в про- возе оружия в Россию на иностранном пароходе «Джон Графтон». В этой операции о.Георгий Гапон сотрудничал с японским военным атташе Ака- си Мотодзиро, который известен тем, что раздавал деньги революционерам. Шла война, и Японии была выгодна дестабилизация ситуации в России. При этом следует упомянуть о дезинформации Царя происходившими событиями. А вся полнота исторических данных не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощён- ной в конкретных греховных решениях и поступках.

В целом, следует отметить, что утверждение, что Царь Николай был плохим правителем, и страна при нем в материальном плане пришла в полный упадок, является сомнительным. Это мнение в большей степени черпается из послереволюционной советской историографии. Необходимо упомянуть и то, что если бы святой Царственный Страстотерпец остался у власти, то Россия вышла бы страной победительницей из Первой мировой войны с далеко идущими последствиями вплоть до захвата Константинополя. Но заключенный большевиками позорный Брестский мир положил печать забвения не только на завоевания, но и на жертвы и страдания той войны.

Отречение ради смирения

Есть и те, кто считает, что последний российский монарх, если бы он был человеком властным, не отрекся бы от Престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по Воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не толь- ко царство, но и жизнь свою отдать за Родину». Царь надеялся, что передача

престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

Да свершится воля Божия

Безусловно, Николай II мог бы эмигрировать из страны, организовать надежную охрану и обезопасить свою семью. Но он не предпринял никаких мер потому, что хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, а по промыслу Божиему. Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири».

Уже в Екатеринбурге, находясь в заключении, они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи. За три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить в Ипатьевском доме литургию, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти по- тому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь за- писал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля».

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Мы в соцсетях