Методические рекомендации к написанию итоговой аттестационной работы
Выпускная аттестационная работа представляет собой конспект урока «Основ православной культуры» для 4 класса общеобразовательной школы[1]. Допускается также составление конспекта урока по предмету «Закон Божий» (или иному, схожему с ним) для православной гимназии или воскресной школы, ориентированного на младшего школьника. В этом случае в работе необходимо точно указать возраст целевой аудитории учащихся.
Цель разработки конспекта урока состоит в том, чтобы выпускник курса смог продемонстрировать свое умение дидактической обработки и интерпретации в форме урока православной тематики. Главная задача выпускника – показать в ходе разработки и оформления конспекта урока логику разворачивания предметного содержания выбранной темы. Поэтому работа слушателя по итоговой аттестационной работе включает в себя как составление технологической карты урока[2], так и подробное описание методической работы с содержанием изучаемого на уроке материала (раскрытие хода урока).
Урок во второй части итоговой аттестационной работы оформляется по следующей схеме:
Методический комментарий
УМК, авторы
Класс
Предмет
Тема урока
Тип урока
Место урока в системе уроков по данной теме
Цель урока
Задачи (относящиеся к деятельности учителя):
обучающие -
воспитательные -
развивающие -
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
предметные -
метапредметные -
личностные -
Основные термины и понятия урока:
Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):
Межпредметные связи (указать предметы и темы):
Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы обучения |
Способы организации деятельности[3] |
Средства обучения |
|
1 этап урока - |
|||||
Дидактическая задача этапа |
Признаки решения дидактической задачи |
||||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
2 этап урока - |
|||||
Дидактическая задача этапа |
Признаки решения дидактической задачи |
||||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
3 этап урока – и т.п. |
|||||
Приложения (тексты для чтения, презентации, раздаточный материал и т.п.).
[1] Урок должен быть составлен в соответствии с тематикой уроков по одной из, на выбор студента, авторской программе соответствующего курса.
[2] Технологическая карта урока - концентрированная информационно-методическая среда, направленная на оказание помощи учителю в реализации требований ФГОС НОО.
[3] Фронтальный, групповой, индивидуальный, в парах
Выпускная аттестационная работа представляет собой конспект урока «Основ православной культуры» для 4 класса общеобразовательной школы[1]. Допускается также составление конспекта урока по предмету «Закон Божий» (или иному, схожему с ним) для православной гимназии или воскресной школы, ориентированного на младшего школьника. В этом случае в работе необходимо точно указать возраст целевой аудитории учащихся.
Цель разработки конспекта урока состоит в том, чтобы выпускник курса смог продемонстрировать свое умение дидактической обработки и интерпретации в форме урока православной тематики. Главная задача выпускника – показать в ходе разработки и оформления конспекта урока логику разворачивания предметного содержания выбранной темы. Поэтому работа слушателя по итоговой аттестационной работе включает в себя как составление технологической карты урока[2], так и подробное описание методической работы с содержанием изучаемого на уроке материала (раскрытие хода урока).
Урок во второй части итоговой аттестационной работы оформляется по следующей схеме:
Методический комментарий
УМК, авторы
Класс
Предмет
Тема урока
Тип урока
Место урока в системе уроков по данной теме
Цель урока
Задачи (относящиеся к деятельности учителя):
обучающие -
воспитательные -
развивающие -
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
предметные -
метапредметные -
личностные -
Основные термины и понятия урока:
Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):
Межпредметные связи (указать предметы и темы):
Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы обучения |
Способы организации деятельности[3] |
Средства обучения |
|
1 этап урока - |
|||||
Дидактическая задача этапа |
Признаки решения дидактической задачи |
||||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
2 этап урока - |
|||||
Дидактическая задача этапа |
Признаки решения дидактической задачи |
||||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
3 этап урока – и т.п. |
|||||
Приложения (тексты для чтения, презентации, раздаточный материал и т.п.).
[1] Урок должен быть составлен в соответствии с тематикой уроков по одной из, на выбор студента, авторской программе соответствующего курса.
[2] Технологическая карта урока - концентрированная информационно-методическая среда, направленная на оказание помощи учителю в реализации требований ФГОС НОО.
[3] Фронтальный, групповой, индивидуальный, в парах
1.Технологическая карта урока .
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Время, мин |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы |
ФОУД* |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
|
|
|
|
|
|
|
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
_________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет, класс |
|
||
Учитель |
|
||
Тема урока, № урока по теме |
|
||
Цель урока |
|
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
|
|
|
|
Актуальность использования средств ИКТ |
|
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
|
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
|
||
Образовательные ресурсы Интернет |
адреса сайтов |
Организационная структура урока
Название этапа
|
Задачи |
Длительность |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Функции и виды деятельности преподавателя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Промежуточный контроль |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
4.Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Методическая структура урока |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Организационный момент |
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
|
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
(Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006.)
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
Образец технологической карты урока
ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности, представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает, как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
ЭТАПЫ УРОКА:
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.
Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.
Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.
ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.
Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.
К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.
Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.
Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.
ОБРАЗЦЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Учитель: Класс:
Цели:
ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 2
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний и умений (УКПЗиУ) (урок закрепления)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №3
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:
ТИП УРОКА: Урок актуализации знаний и умений (УАЗиУ) ( урок повторения)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных ЗУН учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
С целью подготовки к к/р
С целью подготовки к изучению новой темы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №4
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний и умений ( УСОЗиН)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №5
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:
ТИП УРОКА: Урок контроля знаний и умений ( УКЗиУ)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 6
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:
ТИП УРОКА: Урок коррекции знаний, умений и навыков ( УКзун)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №7
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:
ТИП УРОКА: Урок комбинированный ( УК)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап