Потеряться - не значит пропасть

07.09.2018
9874
  • Потеряться - не значит пропасть
  • Потеряться - не значит пропасть
  • Потеряться - не значит пропасть
  • Потеряться - не значит пропасть

Приходилось ли Вам теряться в незнакомом месте или, может быть, Ваши дети, заигравшись,  убегали из виду, или же Вы наблюдали за тревожной историей спасения  заблудившихся в лесу детей в СМИ? Помните то чувство ужаса и паники?

Знайте, Вы не одни в этой ситуации! Кроме МЧС, Центроспаса и полиции на помощь могут прийти поисково-спасательные отряды, одним из которых является некоммерческое волонтерское объединение  «Лиза Алерт».

За 7 лет существования отряд помог найти живыми более 20 тысяч человек.

В данный момент проводится марафон по набору волонтеров в отряд «Лиза Алерт». Узнать подробно, как присоединиться к отряду, как проходит обучение и чем конкретно Вы сможете помочь в поиске людей, можно пройдя по ссылке «Лиза Алерт».

Так же, хотим Вас познакомить с некоторыми правилами безопасности детей и руководством при поиске пропавших.

«В большинстве случаев паника — это худшее, что может случиться при чрезвычайной ситуации. Но не всегда. Есть одна беда, при которой паника, как состояние, подталкивающее к немедленным действиям, — скорее союзник. Речь об исчезновении близкого. Когда пропадает человек, худшая реакция — это промедление, бездействие. Ведь чем позже начнется поиск, тем меньше шансов на успех. Лучше сто раз извиниться за слишком буйное беспокойство, чем допустить трагедию.

Миф, в который многие верят: для того, чтобы спецслужбы приступили к поисковым мероприятиям, с момента исчезновения человека должно пройти трое суток. В действительности нет никакой необходимости медлить ни 24 часа, ни тем более трое суток. Первые два дня после пропажи наиболее важны для поиска и его благополучного исхода, утверждает командир поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев.

Наиболее быстрой реакции требует исчезновение ребенка. Если вы в течение нескольких часов не можете дозвониться до него, узнать, где он находится, не стесняйтесь сразу же обратиться в ближайшее отделение полиции и написать заявление, приложив свежую фотографию пропавшего. Заявление обязаны принять, причем не обязательно от родственника. Постарайтесь предоставить следователю максимально полную картину: не только особые приметы ребенка и во что он был одет, но и его плохие привычки, конфликты в семье и окружении.

Вместе с тем необходимо подключить добровольцев. В наш век, когда информация разлетается по интернету за секунды, обязательно найдутся небезразличные люди. Круглосуточно вашу заявку готовы принять на горячей линии поискового отряда «Лиза Алерт» (8 800 700 5452) или на сайте. По понятным причинам возможности отряда ограничены — несмотря на то, что идет активный набор волонтеров — и предпочтение отдается тем случаям, где его работа может быть наиболее полезной.

Ценные для поиска сведения могут содержаться в личных вещах пропавшего и на его компьютере. Просмотрите историю браузера, личную переписку в социальных сетях. Если речь идет о пропаже ребенка и его сим-карта оформлена на вас, то вы можете заказать распечатку звонков у мобильного оператора. Всю мало-мальски ценную информацию стоит незамедлительно передать следователю и добровольцам.

Так же как и список друзей и знакомых. Впрочем, не надо дожидаться, пока полиция обзвонит их — сделайте это самостоятельно. Будьте особенно внимательны к тем, кто видел пропавшего незадолго до исчезновения, пусть максимально точно вспомнят, где и при каких обстоятельствах это было, что человек говорил, в каком был настроении.

Как показывает практика, при поисках в городской среде одним из самых эффективных средств оказываются ориентировки. Распечатайте как можно больше листовок формата А4 со свежей, желательно цветной фотографией пропавшего, описанием примет, одежды, места и подробностей исчезновения. Развешивать листовки нужно в людных местах: на остановках общественного транспорта, в подъездах, магазинах… Будьте готовы наносить на карту поступающие данные о том, где человека видели в последний раз.

На вторые сутки нелишним будет позвонить следователю (его имя и номер телефона необходимо узнать, когда подаете заявление) и поинтересоваться, какие действия предприняты. Возбужденное уголовное дело по статье «Убийство» пугать не должно. Эта статья дает спецслужбам максимальные полномочия.

Еще раз поразмыслите над списком людей, которые, сами того не зная, могут располагать важными сведениями. Обзвоните тех, о ком не подумали раньше. При этом нельзя прекращать распространение информации о случившемся. В соцсетях открыты десятки профильных сообществ, листовки же можно раздать, например, сотрудникам ДПС на точках выезда из города, расклеить их на вокзалах и в аэропортах. Не признавайте, что сделали уже все возможное. Всегда можно сделать что-то еще».

О том, КАК и КОГДА начинать говорить с ребенком о безопасности рассказывают эксперты.

Екатерина Гогина, инструктор Детской школы безопасности «Лиза Алерт», мама двоих детей:

«Первое, что мы спрашиваем у детей, когда начинаем лекцию о безопасности: «Что нужно делать, когда вы потерялись?». 90% ребят отвечают, что нужно обратиться к «кому-то»: это обычно кто-то добрый и хороший в их представлении. 

Когда начинаем расспрашивать, как они поймут, что человек добрый, дети затрудняются ответить. К бабушке или дедушке, говорят, надо обратиться. Тогда мы объясняем, что это не лучший вариант, поскольку пожилым людям самим нередко требуется помощь. 

А еще стандартная реакция детей, когда мы с ними моделируем ситуацию, что они потерялись – это начать движение. Мы каждый раз рассказываем, что нужно как раз наоборот – остановиться.

«После того, как вы остановились, что нужно сделать? Правильно: оглядеться по сторонам. А потом что? Верно, нужно покричать». Дети боятся громко звать на помощь, на занятиях мы все это прорабатываем.

Также мы проговариваем места, где можно потеряться. Задаю вопрос: «Где мы с вами живем?» – «В Москве». – «А где в Москве легко потеряться?» После этого вопроса дети называют много разных мест: в кинотеатре, в музее, в зоопарке, на улице и т. д. Все подробно разбираем и размышляем.

Когда обсуждаем поведение потерявшегося ребенка в метро, все поголовно норовят вернуться куда-то на поезде, то есть опять – не стоять на месте. Мы вновь и вновь говорим им, что никуда возвращаться не нужно, и что если уехали на поезде, выходим на следующей станции и стоим, ждем, когда родители приедут.

На наших занятиях есть несколько игровых моментов. Например, когда проходит лекция с родителями, мы делимся на детей и взрослых. Детям придумываем ситуации, в которых они потерялись. А взрослые пытаются «увести» чужих детей. Нужно объяснить ребенку, что ни в коем случае нельзя уходить с незнакомым человеком, что бы тот ни говорил. 

Когда мы говорим с детьми про лес, то обсуждаем, что нужно взять с собой. В лес дети, как правило, хотят взять фонарики, ружье, палатку. Про свисток, к примеру, никто не знает. Был и такой эпизод: «Дети, что нужно сделать перед тем, как вы идете в лес?» – «Написать завещание».

 На лекциях, которые проводит отряд «Лиза Алерт», ребята часто спрашивают про лесных животных. Они с интересом узнают, что дикие животные к человеку специально не идут, тем более, если человек будет издавать звуки – звери будут обходить его стороной. 

Про воду многие говорят: «А я умею плавать!». Это просто коронная фраза. Приходится снова и снова напоминать о том, что вода – это, прежде всего, опасность. Конечно, лучше всего, когда дети проходят обучение вместе с родителями. Безопасность ребенка – это ответственность взрослого».

Леля Тарасевич, психолог, блогер, мама:

«Когда начинать говорить – для меня немного странный вопрос. Ну вот, допустим, ползет ваш 7-месячный карапуз к розетке. Что вы делаете? Конечно же, вы его от розетки забираете и начинаете говорить, что в розетке живет злой дядюшка Ток, что за ручку он может сделать кусь-кусь. 

То есть вы начинаете говорить с ребенком о безопасности с момента рождения:
– Ну,куда ж ты переворачиваешься, торопыжка, сейчас с кроватки бууух! 

Мы не приводим малолетним детям выдержки из учебника по физике про силу притяжения или поток заряженных частиц. Мы говорим «бууух» и «кусь-кусь» – общаемся на том языке, который доступен ребенку здесь и сейчас. 

Точно так же стоит говорить и о моментах безопасности на улице, в общественном транспорте, в торговых центрах и пр.

Однако следует помнить, что у малышей до определенного возраста (примерно до 7-8 лет) преобладает не словесно-логическое мышление, как у взрослого человека, а наглядно-образное. То есть ваши слова, не подкрепленные образом, он просто-напросто не поймет.

 Учить вести себя в метро, если вы им не пользуетесь часто, не эффективно. Родители думают, что это задел на будущее, но у ребенка нет образа этого самого метро, он видел поезд только на картинке или ездил на таком один раз, да и тот в прошлом году. Ребенок просто не поймет и не запомнит таких правил.

 Поэтому учить стоит тому и только тому, что актуально. Использовать те образы, которые окружают вашу семью.

 Несколько практических примеров:

 Случился в соседнем доме пожар. Поразмышляйте вместе на тему действий ребенка во время пожара. Договоримся сразу, что «поразмышлять вместе» не означает устроить малышу экзамен с билетами и оценкой в конце, это дружеская беседа, где используются выражения «а я бы сделал вот так», «а пожарные и спасатели рекомендуют действовать вот эдак».

Идете вы после урагана над Москвой из садика домой – вспомните правила поведения во время грозы. В городе. А теперь в лесу.  

Используйте свою повседневную жизнь, учите не просто «бежать от злого дяди туда, где есть люди», а остановитесь прямо по дороге в школу – «Вот здесь напали, какие у нас с тобой варианты. Видишь, здесь рядом аптека. А там, за углом, магазин. Через дорогу есть остановка автобусная, там тоже народ толпится».  

Выделите минутку в торговом центре: «Давай предположим, что мы с тобой – дети и мы потерялись. К кому мы можем обратиться за помощью». Потому что, если вы учили обращаться к полицейскому, то поспешу вас расстроить – их довольно немного вокруг нас. Ищем глазами охранника. Выбираем вместе тетю, которую можно попросить о помощи, – вон та, что с мужчиной к выходу идет, или вот эта, которая с ребенком шарик покупает.

Однако не стоит рассказывать малышу обо всех превратностях взрослого мира (про учебник по физике помните, да?). Ему совершенно необязательно объяснять значение слов «растление» и «изнасилование». Ищите обходные пути.

 Лично я начала объяснение 3-летнему сыну с установления интимных зон нашего тела.

Где та часть тебя, которая принадлежит только тебе, которая является особой и очень личной? Которую не могут трогать никакие другие люди, кроме родителей и врачей, и то под присмотром родителей? Что делать, если границы твоей интимной зоны нарушены? 

И снова, и снова – контрольным в голову – волнует? Сомневаешься? Приходи и расскажи! Я ВСЕГДА ТЕБЕ ПОВЕРЮ. Я обязательно тебе помогу.

Каждый ребенок индивидуален: есть более «толстокожие» детки, есть достаточно ранимые личности.

Важно учитывать особенности именно вашего ребенка: 

Не заводить «страшных» тем на ночь глядя. Помним, что дети все воспринимают образами. И если вашему малышу скоро ложиться спать, пусть он не тащит в постель образ киднеппера.  

Если вы видите, что малыш очень ярко реагирует на разговор, готов расплакаться, срочно сворачивайтесь. Ведь наша цель – не напугать, а научить. Возвращаться к подобной теме лучше спустя время. Имеется в виду не 10-15 минут, а месяц или даже больше.  

Также не стоит устраивать «разбор полетов» сразу после происшествия (например, если вы потерялись на детской площадке, и ребенок повел себя «не по заученному»). После эмоционального всплеска дети блокируют любую информацию, связанную с этим всплеском. Сейчас его необходимо поддержать и помочь пережить собственные чувства. Обсудить и сделать вывод можно будет и через несколько дней.  

Помните, что в любом процессе есть две крайность: можно не учить совсем, а можно только и говорить, что о безопасности. И то, и другое ломает жизнь – в физическом или психологическом плане. Ищите золотую середину. И пусть ваши любящие родительские сердца помогут вам в этом деле!»

 Горячая линия «Лиза Алерт»

   8 800 700 54 52

 

 

Материал подготовлен на базе статей  - mamsila.ru, lizaalert.beeline.ru, lizaalert.org

Автор новости: Информационный отдел Общественной методической службы РПЦ Северо-Западного викариатства
Мы в соцсетях