Материал к изучению. Занятие 4

Раннее христианство

Хронология

Под ранним христианством понимается период от появления первых христианских общин в восточных провинциях Римской империи во второй половине I в. н.э. до превращения христианства в господствующую религию на всей территории империи в IV в. Этот период тоже можно разделить на два этапа:

  1. с середины I века до середины III века;
  2. с середины III века до начала  второй четверти

 

Отношение между христианством и иудейством.

Очень знаменательным событием в этом плане был 49 год, когда в Иерусалиме прошёл 1-ый Поместный Апостольский Собор. (Возможно, он прошёл в 51 году). Одним из важных вопросов, поднятых на соборе, был вопрос об обязательности исполнения закона Моисея для христиан (в частности – обрезания). И если апостол Пётр был за сохранения закона, то апостол Павел стоял на более радикальной позиции и считал, что исполнение закона для новообращённых в христианство не обязательно. Собор решил вопрос в пользу Павла, но христиане - выходцы из иудеев ещё долго соблюдали закон Моисея в плане обрезания. Для вновь принявших христианство закон обрезания стал не обязателен. На соборе было подчёркнуто, что главное в исполнении закона Моисея – это «духовное обрезание».

Результатом Апостольского Собора явилось составление послания, обращенного к переживавшим раздор христианам Антиохии, Сирии и Киликии, которое было отправлено с Павлом и Варнавой, а также Силой и Иудой, прозываемым Варсавою. В послании писалось: «Апостолы и пресвитеры и братья – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы. (Деян. 15, 23-29).

В 60-е года – последовало первое глухое известие о гонениях со стороны Римского государства. До этого времени Римское государство ещё не делает разницы между иудеями и христианами. Гонения на христиан шли только со стороны иудеев, а не со стороны государства.

Знаменитый римский историк Светоний в книге «Жизнь двенадцати цезарей» писал о том, что император Клавдий начал гонения на христиан. Император сочувствовал иудеям и изгонял христиан из Рима.

В 62 году пропасть между иудейством и христианством углубляется. Примером этого является приговор Синедриона во главе с первосвященником Ананией апостолу Иакову, брату Господню. Пользуясь отсутствием в тот момент римского прокуратора, Синедрион и первосвященник осудили на смерть главу иерусалимской христианской общины – епископа Иакова. Он был сброшен с крыла храма и следом забит камнями. Богословы склонны рассматривать это событие как завершение 30-ти летнего периода (с момента распятия Христа до 62 года), отпущенного иудеям для покаяния в распятии Христа. Но за это время покаяния не только не последовало, но разрыв между иудеями и христианами  углубился.

В 66 году началось восстание иудеев. Иерусалим взят римлянами. Храм сожжён. Христианская община перед началом осады (69 год) вышла из Иерусалима и переселилась за Иордан в город Пеллу. Христиане, несомненно, вспомнили слова Спасителя: "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да уразумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы" (Мф.24:15-16). С этого момента иудеи стали рассматривать христиан как предателей за отказ от участия в восстании против Рима.

 

Гонения на христиан со стороны императоров в I веке.

Церковь под покровом дозволенной (умиравшей ветхозаветной) религии

В 64 году последовало  самое первое сильное гонение – при императоре Нероне. Оно открыло целый ряд гонений второй половины I века и начала II века. В 64 году в Риме случился сильнейший пожар. Император Нерон учинил сыск по этому делу. Подлинных виновников не нашли. В ход были пущены косвенные улики. В частности, при опросе представителей иудейской общины показали, что у пожара видели многих христиан. А поскольку про христиан ходили тайные слухи, что они человеконенавистники, пьют кровь младенцев, то их вполне могли подозревать и в поджогах. В результате, процесс поиска виновных принял религиозную окраску. В империи в то время были законы, запрещающие большие религиозные собрания. Христиане же собирались на свои богослужения, то есть, что, по сути дела,  такие собрания нарушали закон. В результате, всю вину свалили на христиан.

Тацит в Анналах (книга 15, глава 44) пишет о том, что сначала стали ходить слухи о том, что пожар учинил сам Нерон, а затем:

 «Чтобы заглушить эту молву, Нерон выставил виновниками людей, которых народ и без того ненавидел за их пороки и называл христианами. Основатель этой партии Христос, в царствование Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен смертию. На первый раз подавленная, теперь эта зловредная секта (superstitio exitiabilis) снова появилась, и притом не только в Иудее, но и в столице, куда стекается и где громко о себе заявляет все, что есть неестественного (atrocia) и постыдного. Таким образом, сначала были схвачены те, которые себя признавали христианами (correpti qui fatebantur), а затем по их указанию (indicio) захвачено было множество лиц, которых и уличили (convicti sunt) не столько в поджоге, сколько в ненависти к человеческому род… И хотя эти люди были виновны, но они возбуждали к себе жалость и сострадание, потому что гибли не для общего блага, а для удовлетворения жестокого каприза одного (тирана)».

По сути дела, когда христиан спрашивали о том, были ли они на запрещённом законом собрании, те этого не отрицали. Им инкрементировалось участие в заговоре. Когда же расспрашивали о том, что происходило на собрании и какому Богу они поклонялись, то, в результате,  обвиняли их в каннибализме и человеконенавистничестве. А когда христиан обвинили в ненависти к человеческому роду, то логично было обвинить их и в поджоге Рима.

Было схвачено несколько тысяч человек, посажено в темницу, проведено следствие. Озверевший народ обвиняемых в поджоге самих намеревался бросить в огонь. Потому, во исполнение этой «воли народа», христиан, по словам Тацита, зашивали в осмоленные одежды и зажигали в виде факелов для освещения императорских садов во время народного гулянья. Широкомасштабно эти гонения происходили в августе-октябре 64 года, и только в Риме и его окрестностях. С переменами они вспыхивали до 68 г., когда этот государь самоубийством положил конец кровопролитию. Во время этих гонений пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Так называемое второе гонение обрушилось на христиан в последние годы царствования  императора Домициана (81 – 96 гг.) - последнего из династии Флавиев. Он был младшим сыном императора Веспасиана, братом Тита, знаменитого тем, что тот разгромил Иерусалим и одержал победу над восставшей Иудеей.

Иудеи, исповедовавшие монотеизм, выпадали из единой системы политеистических религиозных представлений народов, населяющих Римскую империю. Римлянами были фактически терпимы  все языческие политеистические религии, хотя главными они считали, конечно, своих римских богов. Но иудеи отказывались приносить жертвы другим богам, кроме Единого Бога. Тогда Домициан ввёл специальный закон, именуемый «иудейским фиском». Основанием, породившим этот закон была «подать на Иерусалимский Храм, которую, собственно, должны были вносить лишь первородные, но в действительности вносили все евреи. Как бы в насмешку над религией евреев, их заставили вносить эту подать на храм Юпитера Капитолийского. Чтобы избавиться от этой подати, многие отказывались от иудейства, хотя и были обрезаны. Во избежание таких, невыгодных для императора затруднений, предписано было подвергать заподозренных в иудействе медицинскому осмотру с целью выяснения: был ли обрезан он, или нет. Многие, вовсе не имевшие близких отношений к иудейству, вносили подать, лишь только были заподозрены в иудействе, лишь бы избавиться от осмотра.

 В интересах пополнения государственной казны Домициан и обратился к преследованию вообще тех, которые держались иудейской религии без заявления о том. Таким образом, преследование не имело религиозного характера. Хотя с падением Иерусалима самый фонд для существования иудейской религии перестал существовать, однако правительство не предпринимало религиозного преследования против иудеев. Таким образом, если при Домициане христиане и были преследуемы, то наравне с иудеями», - писал историк Церкви В. В. Болотов.  (1)

Поскольку в глазах римской администрации разницы между христианами и иудеями не было, то, естественно, к выплате фиска принуждались как иудеи, так и христиане. Христиане отказывались от выплаты фиска, так как не считали себя иудеями. Поэтому они стали подвергаться преследованиям, штрафам и тюремному заключению.

Но надо заметить, что гонение при императоре Домициане было довольно бледным, по сравнению с тем, что сотворил Нерон. Более того, христианство стало распространяться среди римской знати. Интересно, например, что Ациллий Глабрий, консул 91 года, первый подарил христианам земли для устройства особого кладбища, тогда как раньше приходилось хоронить христиан в общих местах упокоения. Флавий Климент, консул 92 года и близкий родственник императоров, сочувствовал христианам, а его жена Домицилла была христианкой, она передал христианам катакомбы, бывшие во владении ее семьи и сохранившие до нашего времени ее имя.

Христианство как недозволенная религия.

Следующая, третья волна гонений обрушилась на христиан в восточных провинциях империи – в Малой Азии при императоре Траяне (98-117). Он был талантливым полководцем и, при этом, очень хорошим администратором. При этом императоре стабилизировалась политическая система, империя достигла своего предельного военно-политического могущества. Но в то же время, он отличился тем, что обрушил новую волну гонений на христиан. Когда он в 107 году  Траян прибыл в Антиохию (готовился поход на восток, в Парфию), то обратил внимание на активную религиозную жизнь этого города - там к тому времени было уже несколько храмов и большая христианская община.

Именно тогда он осудил известного представителя христианской Церкви – святителя Игнатия Богоносца, Антиохийского епископа. Епископ вместе со своим сподвижниками были отправлены в Рим. Там они были осуждены и приговорены к растерзанию зверями в Колизее. К этому же времени относится мученическая смерть второго Иерусалимского епископа Симеона – преемника апостола Иакова.

Несколькими годами раньше (возможно около 101 года) пострадал св. Климент, епископ или Папа Римский.  Этот святой очень почитается в России в связи с тем, что его мощи были обретены, по преданию, св. Кириллом в Корсуни (Херсонесе) и впоследствии перенесены св. Владимиром в Киев, где были положены в Десятинной церкви. Предание же о самом св. Клименте достаточно запутанно. Некоторые историки склоняются к тому, что на самом деле существовало несколько Климентов, одним из которых мог быть ученик апостола Петра, которому Пётр передал свою кафедру. Католическая Церковь считает его четвёртым по порядку епископом Римским (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99 годы).

Св. Климент, Папа Римский, относится к числу святых Вселенской Церкви. Являясь одним из мужей апостольских, учеником св.апостола Петра, св. Климент почитается и православными, и католиками. Причём для православных он является первым святым мучеником в Восточной Церкви (так как место его мученической кончины – Херсонес). Некоторые историки считают, что такого епископа или Папы Римского не было, так как в достоверных исторических источниках его имя не зафиксировано. Как пишет от этом Болотов:

«Что касается того, что первоучители славянские нашли в Крыму мощи Климента и его ученика, то это без сомнения было для того времени, в которое они жили, фактом. Но сами по себе нетленные мощи не удостоверяют исторической личности, если не сохранилось других преданий, и факт принесения мощей из Крыма св. Константином Философом (в иночестве св. Кириллом) нисколько не устраняет сомнений, возникающих из отсутствия нужных свидетельств в древней христианской литературе. История Крыма совсем не такова, чтобы предания могли здесь храниться неповрежденными; это могли быть мощи какого-нибудь другого Климента, пострадавшего здесь с учеником своим и отожествленного с Климентом римским. Что местные жители называют его «римским» епископом, в этом нет ничего удивительного. Это могло тем скорее случиться здесь с другим лицом, что Крымский полуостров был заселен различными народностями. Прочно с римской империей жители его не были связаны; естественно, что присланного сюда иностранца мученика они назвали «римским». Также и то, что и в Риме встречают его, как епископа, неудивительно: историческая эрудиция папы Николая I была очень невысокой пробы, даже касательно событий ближайшего времени, а тем более касательно древних преданий» (2).

Траяна, как человека умного, интересовало, почему христианство пустило такие корни в империи. Сохранилась переписка императора с проконсулом Вифинии Плинием. Плиний в одном из своих писем (предположительно 112 года) спрашивал императора, как поступать с теми, кто называет себя христианами. И император дал ему инструкции о том, как поступать в таких случаях:

"При разборе дела о тех, на которых тебе было донесено, как на христиан, ты, мой секунд, поступил, как должно. В этом случае и невозможно установить какое-то общее, вполне определенное правило. Разыскивать их не следует (conquirendi non sunt); но если выступают с доносами и обвинениями против них, нужно казнить их. Однако, если кто не признает себя христианином и докажет это самым делом, чрез поклонение нашим богам, тот за раскаяние получает прощение, хотя относительно прошлого он находился под подозрением. Бессмысленные доносы не должны иметь место ни в каком процессе; это было бы самым трудным примером и недостойно нашего века» (3).

То есть донос должен был быть не анонимным, а официальным – доносчик должен был подписаться и заявить о себе. В качестве поклонения римскому божеству, принесения ему жертвы достаточно было излить перед его статуей бокал вина или положить несколько зёрен. Жертву можно было принести не божеству, а перед статуей императора (хотя императоры обожествлялись, но, тем не менее, их часто убивали в ходе государственных переворотов). Христиане отказывались приносить жертву императору, объясняя, что поклоняются только Богу, а император – не бог, за него христиане молились. Это рассматривалось как отказ от проявления лояльности по отношению к государственной власти. За этим следовали ссылка, каторжные работы или казнь.

В дальнейшем этот материал послужил основой для издания так называемого рескрипта Траяна о христианах. Письмо Траяна не было императорским эдиктом в техническом смысле, т.е. постановлением для всеобщего сведения и наставления. Но и такие рескрипты, когда делались общеизвестными, могли получать значение правовых норм. Можно думать, таким значением стал пользоваться и рескрипт Траяна, после того как Плиний издал его несколько лет спустя вместе с прочей своей перепиской. По крайней мере, в духе этого рескрипта слагаются дальнейшие отношения к христианам римского правительства.

Рескрипт был против христиан: он устанавливал гонение на них. Христиане подлежали преследованию уже за «самое имя», т. е. за одну принадлежность к христианскому обществу.

На исходе I века и в начале II века устанавливается иерархическое устройство Церкви. Во главе общин встают избираемые Поместными соборами епископы – «надзиратели» в переводе с греческого. Мы можем говорить, что к началу II века Вселенская Церковь делится на ряд Поместных Церквей и епископы уже как бы не принадлежали уже всей Церкви, а были связаны с отдельными регионами и городами.

Кроме этой должности в общинах появляются и служители низшего ранга - дьяконы, среди которых могли быть и женщины (в Послании к римлянам упоминается дьяконисса Фива - 16: 1; Плиний Младший в письме к императору Траяну говорит о допросе под пыткою двух рабынь-дьяконисс). Дьяконы и дьякониссы прислуживали во время трапез с причастием; судя по настойчивому требованию не быть корыстолюбивым, дьякон, как и епископ (тот также не должен быть корыстолюбцем - см. Тит 1:7), имел отношение к общинной кассе, производил необходимые расходы (4).

Церковными центрами на Западе становятся кроме Рима Лион, Марсель, Нарбонна, в Африке – Карфаген. На Востоке – сохраняется Иерусалимская община в Заиорданье, и появляются такие новые крупные центры, как Антиохия, Никомидия.

Наиболее полное представление о христианской общине рубежа I и II вв. дает нам памятник раннехристианской литературы, открытый учеными в 1875 г.,- Учение двенадцати апостолов, или Дидахе. Некоторые ученые считают, что Дидахе создано между 70 и 110 гг., другие относят это произведение ко второй четверти II в.  В Дидахе даются правила совершения древнейших христианских обрядов - крещения в проточной воде и причащения, приводится текст молитвы "Отче наш", упоминаются молитвы, которые должны произноситься после причащения (евхаристии) (4).

Итак, на рубеже I-II вв. в малочисленных еще группах христиан в разных городах империи идут сложные процессы формирования и становления христианского учения, создания новой, собственно христианской обрядности и новой организации; начинает складываться аппарат управления христианскими общинами.

В первом веке число христиан было небольшим – может быть несколько тысяч, включая все общины – и Иерусалимскую, и Римскую. Второй век дал уже десятки тысяч христиан. Во втором веке проявляются различия в системе богослужения. Например, на Западе (в Риме, Карфагене) богослужебный язык в основном латинский. Хотя в Лионе и на юге Италии использовался язык греческий. По сути дела, именно во втором веке закладываются два направления христианского мировоззрения – восточное и западное.

Очень характерно для II века такое явление как пафос мученичества – желание пострадать за Христа. Мы можем сказать, что Рим считается примером в отношении христианской традиции. Туда же везут на суд мучеников, и Колизей был центром мученичества. Рим признаётся практически всеми общинами самым старшим из апостольских центров. Хотя в эпоху Вселенских соборов были споры по поводу того, кто старше в плане иерархии: Иерусалим с его историческим старшинством,  или Рим? Когда был построен Константинополь, он тоже стал претендовать на старшинство. Но всё же Большинство склонялось к тому, что Римская община является главной, а римский епископ – первоепископом.

 

Гонения на христиан во II веке

 В этот период растёт число христиан, увеличивается число христианских общин, их влияние становится всё более заметным, в них приходят представители совершенно различных слоёв общества – от рабов до знати.

II век – это эпоха расцвета культуры, экономики, юриспруденции в Римской империи. Но политическое величие Рима постепенно уменьшается. Это время управления императоров династии Антонинов. По сути дела, даже Трояна можно считать одним из первых представителей этой династии, хотя подлинный основатель династии – это Антонин Пий (правил 138-161 гг).

Гонения в этот период не были повсеместными и систематическими, однако христианам жилось довольно сложно. Во многом положение христиан зависело от личного отношения того или иного императора к христианам (видели ли он в них врагов или нейтральных людей).

137 год. Гонение в Риме. Известные нами Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья пострадали именно в это время. Причины всё те же – император Адриан решил проверить христиан на лояльность к римской власти. Тогда же пострадали святые Флор и Лавр.

156 год. Гонение в Смирне. В это время был предан смерти святой епископ смирнский – Поликарп. Он отказался принести жертву перед статуей императора, его судили, мучили – в конце концов, усекли мечом. Он известен как непосредственный ученик Иоанна Богослова.

177 год. Гонение в Галлии. В это время пострадал известный святой – епископ Лиона Пофин и несколько сотен христиан.

В это ж время в Галлии базировался Фиванский легион. Целая когорта этого легиона оказалось христианской. О том, каким образом в римской армии в это время оказалась масса христиан, рекомендуем почитать у Болотова («История раннехристианской Церкви»). Вкратце можно сказать, что причина этому следующая: христиане были лояльны к римской администрации, к системе рисского права, а поскольку в армии воинская повинность была введена как раз в середине II века, то масса христиан оказалась военнообязанной. Многие римляне старались избежать службы в армии, так как армия несла постоянные боевые и имущественные потери, и наступательный потенциал империи к этому был исчерпан (ещё при Адриане армия перешла к активной обороне и укреплению границ). Христиане службы в армии не избегали, поэтому целые воинские подразделения были христианскими. Солдат стали принуждать к тому, чтобы они отреклись от Христа. Провели «децимацию» (высшую меру наказания в римской армии) - казнили каждого десятого человека из шеренги солдат. Таким образом, погибло несколько сотен человек – это событие известно как «мучение Фиванского легиона».

Это событие произошло во время правления Марка Аврелия, хотя сам император был человеком, лояльным по отношению к рабам (в своих философских сочинениях он говорил, что рабы – тоже люди), он был миротворцем.

Вслед за ним к власти пришёл его сын - император Антонин Каммодий (правил 180-192 гг). По описаниям, это был человеком высокого роста, атлетически сложен, сам участвовал в гладиаторских сражениях, большой силы (пробивал копьём слона насквозь). Такой образ сильно отличается от того, что нам было представлено в фильме «Гладиатор». Он восстановил гладиаторские бои,  но совершенно не занимался административной деятельностью. С его правлением связаны нападения множества варваров, которые часто прорывали границы империи, восстания в различных провинциях империи, эпидемия чумы. Но одной из его любовниц была христианка (её звали Маркия). Она сильно повлияла на Коммодия, и он практически прекратил гонения на христиан и на все религиозные течения того времени. Он был безудержным и страстным человеком. В отличие от отца, много путешествовавшего по империи, Коммодий основное время проводил в Риме. В его правление христиане почувствовали определённую свободу.

После его насильственной смерти начался период нескольких правительственных переворотов. Наконец, к власти пришёл первый император из династии Северов, который обрушил новое гонение на христиан.

Итак, от 180-го года до начала третьего века было время, позитивное для христианского движения – время становления христианских общин. На востоке (в Малой Азии, Антиохии) стали открыто строиться храмы, стали устанавливать на крыше храма кресты (появился опознавательный знак).

Еретические учения, возникшие во II веке.

Второй век принёс для христиан целый ряд проблем. Одна из них – появление  целой сети враждебных к христианству учений – таких, как:

 Гностицизм (основоположники – Василид, Валентин и Птолемей). Это религиозное направление, возникшее в начале нашей эры и включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гнозиса. В основе гностических учений лежало противопоставление духовного мира материальному, который рассматривался как порождение, воплощение тёмных сил, уз духовности. Демиург, творец материального мира, объявлялся богом тёмных сил, в отличие от истинного Бога-Отца. Этот Бог, как высший эон, стоит во главе высшего, нематериального мира. Из этого же мира происходят и некоторые люди, вернее, их духовная сущность, заключённая на Земле в материальную оболочку; это, разумеется, носители Гнозиса. С целью освободить их, спасти, воссоединить с высшим миром их духовное начало, является на землю Христос или иной спаситель, происшедший от истинного Бога. Многие апокрифические евангелия (например, Евангелие от Фомы) были написаны представителями гностического учения.

Маркианизм – учение, претендующее на звание христианского, но таковым не являющееся. Оно названо по имени основоположника – Маркиона, появилось в 144 году. Суть учения – в отрицании Ветхого Завета. Маркион основал анти-Церковь в Риме. К этому времени было известно около полутора десятков Евангелий. Тогда ещё не были отделены 4 ортодоксальные Евангелия от апокрифических, поэтому на богослужениях могли быть использованы все Евангелия, в том числе, и Евангелие от Фомы. Маркион написал своё Евангелие, называемое Антитеза. Там был сформулирован тезис о том, что Ветхий Завет, повествует о немилосердном Демиурге, а предсказанный там мессия является антихристом. Он признавал только Евангелие от Луки, но без двух первых глав.

Монтанизм (157 год) – учение, возникшее в Малой Азии. Основатель - бывший языческий жрец Монтан из Фригии, выдавал себя за Параклета (Духа-Утешителя, обещанного Иисусом Христом) и проповедовал живое общение с Божеством помимо церковной иерархии и обрядов. Монтанизм проповедовал крайний аскетизм, категорический запрет повторных браков и стремление к мученичеству во имя Христа - как прямой путь в Царство Небесное. Монтан проповедовал живое духовное общение с Божеством, проявляющееся в индивидуальных харизмах, то есть особых дарах Святого Духа, преимущественно в пророческом даре. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа. Общины монтанистов («духовных христиан») появились в Галлии и Италии. Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные Христианские догматы и восставали против Церкви только в отношении дисциплины и нравов, то многие важные церковные предстоятели (Ириней Лионский, Элевфер Римский) смотрели сначала на это движение снисходительно. Впоследствии эта ересь была окончательно осуждена Первым Вселенским собором в Никее. Религиозные идеи монтанизма известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана.

Апологеты:

  • Тертуллиан был одним из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов, из которых сохранился 31. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни— языку средневековой западной мысли. Все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. В учении монтанистов его привлекало ожидание близкого конца света и строгий аскетизм, но довольно скоро он счёл даже монтанистов недостаточно нравственными и основал собственную общину, просуществовавшую не менее века после его смерти. Умер Тертуллиан глубоким стариком.
  • Святой Иустин-философ - раннехристианский мученик, один из апологетических мужей и Отцов Церкви, который первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. Творения Иустина чрезвычайно важны для раскрытия учения церкви середины II в., они содержат единственное в своём роде описание принятых у ранних христиан обрядов крещения и евхаристии.
  • Афинагор собирался выступить с полемическим сочинением против христиан, но вместо этого сам обратился и стал защитником христианства. Написал знаменитое «Прошение о христианах». Защита христианства здесь строится по трем основным пунктам:
    • опровержение обвинений христиан в безбожии
    • опровержение обвинений в кровосмесительстве
    • опровержение обвинений их в антропофагии (людоедстве).

«Прошение о христианах» Афинагора является опытом библейского богословия, будучи вместе с тем одним из наиболее ранних трудов по осмыслению христианской догматики: автор раскрывает учение Церкви по таким вопросам как домостроительство воплотившегося Логоса, сотворение мира и человека, антропология. В «Прошении» очевиден глубокий подход к проблемам христианской аскетики и нравственности: Афинагор выступает против абортов, поощряет девство, говорит о причинах стойкости христиан перед лицом гонений.

Состояние Церкви на рубеже II – III веков

Это был период широкомасштабного созыва Поместных соборов. По всей империи идёт проповедь христианства. Например, даже в  Британии складывается 3 кафедры: в Лондоне, Йорке и  Линкольне.

В правление императора Александра Севера (правил в 222-235 гг) было разрешено строительство храмов по всей империи. Повсеместно проводились открытые богослужения, очень важно то, что именно в это время  (первая треть III века) сильно изменилось отношения к христианам со стороны нехристианского населения Римской империи – оно стало доброжелательным. Население римских провинций убедилось, что христиане лояльны по отношению к власти, не проявляют никакого человеконенавистничества, не пьют кровь младенцев на своих богослужениях. В последующих гонениях римское население уже начинает помогать христианам, прятать их от преследователей.

 

Гонения на христиан в III веке

Одно из важных событий, связанных  с римской кафедрой в этот период – это раскол римской общины (217 год). Причиной этого было появление двух лидеров: Ипполита (приобщённого впоследствии к лику святых)  и епископа Каликста. Вопрос касался первенства Рима и, соответственно,  римского первоепископа. Каликст настаивал на первенстве римского епископа и определяющей роли его слова, Ипполит придерживался другой точки зрения: все основные решения должны приниматься Поместными соборами той или иной Церкви. Раскол продолжался до 235 года. Примирение произошло уже после того, как умер Каликст, а святой Ипполит принял мученическую смерть.

Ипполит являлся одном из основоположников христианского учения III века. В своей главной работе, «Философумене», он пытается проследить источник всех ересей к трудам древнегреческих философов. Ему приписывается также «Апостольское предание», запечатлевшее литургию и обряды, которые были приняты в Риме нач. III в. Он строго отделял литургию, Евхаристию от «агап» - совместных братских трапез. В этическом отношении Ипполит консервативен; он был глубоко оскорблен тем, что Каликст стал отпускать тягчайшие грехи вроде прелюбодеяния.

Ещё одним важным моментом явился перелом в церковном воззрении на мученичество.

Все представители династии Северов, как выходцы из народа, простые воины, дослужившиеся до полководцев и ставившие императорами, знали чаяния простого народа. Всю своё время правления проводили в походах. Последнего Севера сверг Максимин в 235 году. Он был выходцем из варварской среды, не очень образованным, но волевым и жёстким человеком. Он ненавидел своего покровителя Александра Севера, подготовил и совершил переворот, при этом опирался на легионы, набранные же из варваров. Максимин убил Севера и его мать. Занимался исключительно выкачиванием денег для обеспечения оборонной системы и содержания армии.

Мы говорили, что с 180 года (правления Коммодия) до 235 года  (начало правления Максимина), положение христиан было стабильным и довольно спокойным. Длительный период свободной жизни способствовал тому, что христианские общины, особенно на востоке, накопили достаточные богатства. Это и послужило поводом для гонений на них со стороны Максимина, которому были очень нужны деньги. Именно в это время пострадала святая Татьяна, которая была диакониссой общины и, видимо, имела отношение к денежным средствам. Её пытали, чтобы получить сведения о местонахождении денег.

При Максимине гонения обрушились именно на верхи – на иерархию. У священников и клира под пытками пытались узнать о денежных средствах общин. Многие церковные иерархи были преданы пыткам и казнены.

Но Максимин опустошил в поисках денег не только христианские общины. Многие муниципальные финансы шли на содержание армии. Жалование солдатам он, действительно, увеличил. Но его возненавидели по всей империи, и правление (3 года) его закончилось переворотом.

К власти пришёл император Гордиан (правил 238-244 гг) повёл политику веротерпимости.

Следующий император Филипп Аравитянин (араб по происхождению) (правил 244-249 гг) был настроен к христианам благожелательно. Даже есть предположение, что он сам мог быть тайным христианином.

Следующий император – Декий, пришедший к власти в 249 году, был представителем римской знати, и поэтому захотел восстановить законы и поря

Название файла 1Раннее христианствоФайлы 1 rannee_khristianstvo._istorija_gonenii.docНазвание файла 2Карты распространения христианстваФайлы 2 karty_rasprostranenija_khristianstva_v_1-14_ve.ppt
Мы в соцсетях